О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Искусственный интеллект дорисовал "Мону Лизу" в полный рост: я вижу ворох ошибок

 


или Почему нейросеть пока не может заменить человека со специализированным багажом знаний и профессиональным методом анализа.

На днях в сети прошла новость: "DALL·E 2 — новая версия нейросети, которая может генерировать изображения по описанию на английском языке. И она уже знает, как выглядит Мона Лиза в полный рост" -- Афиша.

Понятно, что это хлёсткие журналистские формулировки, и действительно "знать" как бы выглядела "Мона Лиза" в полный рост нейросеть не может, а может лишь предлагать свою версию. Но я увидела эту реконструкцию, и очень развеселилась, поскольку прямо феерический набор ошибок, понятный каждому, кто хотя бы минимально разглядывал искусство Ренессанса.



Итак, где же тут ошибки?


Сначала не про ошибки, а вводная часть: почему Леонардо да Винчи написал Мону Лизу в таком формате, обрезав примерно по бедра? Не потому что ему было жалко древесины или лень писать в полный рост.



А просто потому, что тогда, в 1500-е годы, это был стандартный формат портретов, более масштабные еще делать не умели, стоял психологический блок (научатся вскоре). В общем-то, как раз в эти годы победренный срез -- это был самый писк моды.

Вот у меня был отдельный пост про это:
Как художники 200 лет кадрировать учились.



Но давайте предположим, какой бы была "Мона Лиза", если б Леонардо решил опередить свой век и действительно изобразить ее в полный рост.

Во-первых, нейросеть невнимательно посмотрела на детали картины.
Посмотрите, как сложены руки Джоконды.
Верней, на чем.



Это ручка кресла, на котором она сидит.
Кресло ренессансное, должно выглядеть примерно в вот так.



Для сравнения вот портрет анонимуса кисти Мирабелло Кавалори 1560-х годов (когда уже колени начали влезать в кадр).



Мона Лиза сидит примерно в том же направлении, только кресло поставлено строго параллельно зрителю, ее ноги, следуя логике кресла, должны быть направлены в ту же сторону, но вот свою талию она уже развернула больше в нашу сторону, корпус еще сильнее повернут к нам, в три четверти, а лицо уже практически в фас.

Видите это сейчас?

Высветленная репродукция


Поза эта не очень естественная, вывороченная. И, например, в фотопроекте, где потомки моделей портретов воспроизводят предков, ее удалось повторить не вполне. Зато кресло отчетливо видно.



Вот это совершенно верно сделано в каком-то музее восковых фигур.


А вот так поза выглядит на 3д-модели виртуальной реальности "Mona Lisa: Beyond the Glass", разработанной в 2019 году Лувром совместно с HTC Vive Arts парижским разработчиком виртуальной реальности Emissive.


(Совершенно позорный паркет! В ренессансном дворце такого быть не могло!)

Полноростовые композиции -- у Морони в 1550-е годы. "Полная" Мона Лиза выглядела бы примерно так.



Переходим к ошибке №2: вглядимся в другую деталь картины.
Что это за черный колобочек позади фигуры?



Лучше это видно на высветленной репродукции.



А еще лучше видно на копиях, сделанных с "Моны Лизы" до того, как ее обрезали, о существовании которых нейросеть не знает, а человек с эрудицией знает. Более того, искусствовед не просто обязан "знать" о других вариантах извода изучаемой работы, он обязан, если их не знает, найти, а если нету копий, повторений и вариантов, то найти хотя бы максимально близкую иконографию.

На копии из Прадо куски колонн сохранились с обеих сторон, и мы отчетливо видим, что Мона Лиза сидит на фоне парапета балкона, лоджии.



Айзелуортская Мона Лиза


В общем, то, что Мона Лизана самом деле сидит на балконе -- это никто не скрывал никогда.

А вот вариант с обнаженной: заодно хорошо видно разворот, о котором мы говорили выше.



Упомянутое приложение, разработанное Лувром (ссылки для скачивания) реконструирует интерьер, в котором сидит дама, вот так.




(А вот тут половое покрытие уже поприличней, терракота какая-то)

Эта архитектурная реконструкция основывается о знаниях об устройстве итальянских ренессансных дворцов, а также на сравнении с другими портретами той же иконографии, которые лучше сохранились.

Вот, например, Рафаэль, "Дама с единорогом"


Следующее, к чему буду придираться: ландшафт. Фантазия нейросети совсем разошлась.
Например, за плечом у дамы явный мост (возможно, Понте Буриано в Ареццо).
Он явственно упирается в противоположный берег.



Однако в новом файле он превращается в какую-то бесконечную загогулину, типа дамбы.
Существует огромное количество исследований именно пейзажа в "Моне Лизе" с обилием современных фотографий предполагаемых мест. Если и достраивать этот пейзаж, то на основе одной из этих версий.

Наконец, у меня придирка к ногам Моны Лизы. Ладно, пускай она стоит (и показывает эротишно обтянутую коленку). Но почему бедная женщина стоит посредине речки, по щиколотки в воде? За что такое наказание приличной даме? В подобных обстоятельствах ренессансные авторы рисовали только одного человека.
Вернее, Человека.



Мона Лиза -- это явно не Он.
Да и Джона Баптиста рядом не хватает для композиции...

Когда художники начали писать людей в полный рост на портретах, они все-таки ставили их на пол. Кстати, в 16 веке в Италии полноростовых женских портретов крайне мало по сравнению с мужскими: велика честь.

Веронезе, 1552


Итак, вооруженные всеми этими знаниями, теперь вглядитесь в эту "реконструкцию" опять. И повеселитесь, вместо восторгов и восхищений.



 
Сегодня в СМИ