![]() |
О проекте | | Редакция | | Контакты | | Авторам | | Правила | | RSS | |
Охота на узкоколейки. Часть 1
Предисловие: вечерняя прогулка по северной трассе малооктябрьской железной дороги в Петербурге пробудила во мне интерес к узкоколейным дорогам. Я с детства увлекался железными дорогами, поэтому начал углубляться в эту тему и понял, что большая часть узкоколейных дорог уже давно ликвидирована и разобрана. На постсоветском пространстве сохранившиеся узкоколейки можно пересчитать по пальцам, работающих ещё меньше. Мне захотелось вживую посмотреть, как выглядят эти сооружения «в дикой природе», посмотреть на этот работающий игрушечный подвижной состав. Я решил, что было бы неплохо сделать из этого серию рассказов, первый из которых вы только что открыли. Приятного прочтения) ![]() Сегодня мы решили поехать в посёлок Гладкое, находящийся в Тосненском районе Ленинградской области. Посёлок был основан в 1938 году. На данный момент в посёлке проживает чуть больше семи сотен человек. ![]() В шестидесятых годах на Гертовском болоте начали добывать торф. Использовали его в основном в качестве топлива. На карте семидесятых годов уже видна ветка узкоколейной железной дороги. ![]() Она тянулась до станции Пустынька, на которой производилась перегрузка торфа в ширококолейные вагоны. По некоторым данным, во времена расцвета предприятия ширококолейный путь был проложен до самого предприятия, а узкоколейная дорога была кольцевой, протяжённостью около 7 километров. С течением времени торф был вытеснен другими, более энергоёмкими видами топлива, поэтому в данный момент торф на предприятии добывается для сельскохозяйственных целей. В качестве топлива его используют только в зданиях самого предприятия для отопления в зимний период. ![]() На подходе к заводу нас встретил узкоколейный тепловоз ТУ-8 (Тепловоз Узкоколейный, тип 8) с вагоном-платформой. ![]() В данный момент производственные помещения находятся в аварийном состоянии, от них остались только разрушающиеся с каждым годом кирпичные скелеты. ![]() Только в одном здании мы заметили пластиковые окна. Скорее всего, там сейчас находится администрация предприятия «Агроторф». ![]() ![]() ![]() Торф здесь, как и на других УЖД, перевозят в вагонах ТСВ-6 (Торфовозный Саморазгружающийся Вагон, тип 6). У места их разгрузки трудится трактор. Мы прошли по территории завода, но пара работников, которых мы встретили, не обратили на нас никакого внимания. ![]() Когда мы подошли к ангару, в котором, по-видимому, обслуживаются тепловозы и другие агрегаты, то из меса к нам выехал агрегат ЭСУ-2А (Электростанция Самоходная Узкоколейная, тип 2, модификация). ![]() ![]() На соседнем пути стоял вагон с торфом, а чуть дальше — куча металлолома, среди которой можно было различить рамы колёсных тележек и колёсные оси. Мы подошли ближе к открытым дверям ангара и далее состоялся интересный диалог. Если коротко то он выглядел примерно так: А: «Здравствуйте!» Механик 1: «Добрый день, вы к кому-то?» А: «Да не, просто приехали узкоколейку посмотреть» Механик 2: «Ну смотрите» А: «А эта машина [ЭСУ-2А] правда ездит?» Механик 1: «Конечно, кое-как правда» А: «А можете прокатить если она скоро поедет?» Механик 3: «Да зачем оно вам нужно, шеи ломать?» А: «В смысле?» Механик 3: «Да переворачиваться она любит» А: «Прям часто переворачивается?» Механик 3: «Ну, с завидной регулярностью» А: «Да ради такой интересной поездки и рискнуть можно, ничего страшного» Механик 3: «Вы у машиниста спросите тогда» А: «А кто машинист?» Механик: «Узбек! (усмехаясь). Сейчас подойдёт, спросите у него возьмёт ли он вас» Мы посидели десять минут на козловом кране у ангара, потом пришёл машинист и согласился прокатить нас до торфоразработок. Был уже конец рабочего дня и он взял нас с собой, съездить забрать вагон с работниками. ![]() Ощущения от поездки непередаваемые. Запах солярки, звук двигателя и стучащих по крыше веток, небольшой ветерок и виды на чередующиеся болото, лес и разработки торфа. Как таковой насыпи на узкоколейках нет, а гружёные торфом вагоны достаточно тяжёлые. В совокупности с болотистой местностью это приводит к тому, что пути достаточно сильно искривлены. ![]() Теперь стало понятно, почему эти машины любят переворачиваться. Трясёт примерно так же, как на катере в небольшую волну. И это при скорости всего в 7-9 км/ч. По пути встретили один перевёрнутый вагон. С каждой стороны путей то и дело встречались рассыпанные кучки торфа. Через 15 минут поездки мы были уже на месте. ![]() На ответвлении в тупике стояло три вагона: ПВ40 (Пассажирский Вагон на 40 посадочных мест), цистерна на вагоне-платформе, и совсем кастом: ещё одна платформа, на которой стоит бытовка из 40-футового морского контейнера. ![]() ![]() Руководитель, который вышел из бытовки, рассказал нам многое об истории этих мест и узкоколейке в частности. Поведал о технологии добычи о обработке торфа. Также от него мы узнали, где ещё в Ленобласти дор сих пор добывают торф. ![]() Примерно так со стороны выглядит работа по осушению торфянника. ![]() На бывшем болоте растут белые цветы, но выглядит это так, будто снег ещё не до конца растаял. Место разработок охраняется собакеным, который оказался весьма дружелюбным. Он то и дело просился поиграть с ним, знатно пачкая одежду своими торфяными лапами) ![]() На этой фотографии видно, насколько виляют рельсы узкоколейки. Притом это ещё достаточно хорошее состояние пути. ![]() Пройдя чуть дальше в лес, мы обнаружили вагоны, переделанные в бытовки, по габаритам похожие на ширококолейные. Но с упадком предприятия они оказались не нужны и теперь доживают свои последние года в глухом лесу. ![]() Предположительно, с помощью этой печки бытовки отапливали торфом в холодное время года. Интересно, что она стоит на чём то, похожем на колёса, и скорее всего могла передвигаться, если её тянуть тепловозом. ![]() Мы вернулись обратно и понаблюдали за маневровой работой по перетаскиванием вагона на основной путь. Около двери вагона видна импровизированная платформа из деревянных шпал, больше похожая на маленькое крыльцо. ![]() Обратно в Гладкое мы доехали с другими работниками в уже знакомом вагончике. На этом нашу прогулку по узкоколейке можно считать законченной. Очень довольные прошедшим днём, мы отправились на электричку в сторону города... |
|