О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Эти страшные аббревиатуры современности — ОГЭ и ЕГЭ

 


Время для всех нас поделилось не только по разным другим признакам, но и до введения ОГЭ и ЕГЭ и после их введения. Жизнь после введения этих единых экзаменов у многих и многих семей в России поменялась кардинально.

Вроде как, у ОГЭ и ЕГЭ были благие цели - дать возможность людям поступать в разные ВУЗы, не сдавая экзамены в сами ВУЗы, а только по полученным на ЕГЭ баллам. Нам говорили о том, что это очень хорошо и избавляет многие семьи от затрат на поездки в крупные города, где находятся выбранные ВУЗы. Нам говорили, что это избавляет от коррупции в самих ВУЗах при поступлении детей. И в чем-то это сейчас так. Отправить документы в ВУЗы стало проще, и не надо ехать в другие регионы. Это неоспоримо. Но с введением этих единых экзаменов и ушло многое, что было уже апробировано, что уже много лет применялось в образовании и могло бы остаться и дальше, ушло много хорошего.

Вот как раньше все происходило, до введения этих единых экзаменов. Были стандартные экзамены в школе. Сочинение, математика, иные предметы - все эти экзамены в основном принимала комиссия, которая была составлена из педагогов самой школы. Где-то в этом был и плюс, а где-то и минус. То есть могли кого-то "тянуть", а кому-то и мешать. Но это были исключительные случаи, и как правило, всё было достаточно обычно. Тянешь билет, готовишься, отвечаешь и получаешь свою оценку. Тебе могли помочь, навести на нужный ответ. И, обычно, преподаватели понимали кто перед ними, и что ученик из себя представляет. Знания ученика они видели долгое время в течение учебного года. Да и для опытного преподавателя многое становится видно по нескольким вопросам. Так проходили экзамены по предметам. Сочинение и математику писали иначе. Здесь все садились в одном из классов и в течение часов 4-х писали свои работы, а потом сдавали. Твою работу проверяли после и вывешивали оценки. В случае с математикой, могли сказать и сразу, проверив твою работу. Большое значение имело и то, что сами экзамены проходили в родной школе.

Вот так наша школа работала десятилетия. Конечно, в Москве каких-то поблажек ученикам было меньше, а в каких-то особенных регионах в некоторых школах вдруг оказывались сплошь все медалисты. Такое бывало. Но искоренено ли сейчас это!? Ведь тоже много нарушений и с ЕГЭ и ОГЭ и разных хитростей происходит, о которых мы узнаем. Ведь если раньше учитель мог чем-то помочь, и даже дирекция, то и сейчас что-то придумывают, и чаще это происходит именно подальше от Москвы. Одно время прошел слух, что многих учеников специально перед сдачей экзаменов зачисляют в нужные "далекие" школы. Правда это, или нет - я не знаю. Во времена до ЕГЭ нарушения были, и прежде всего именно в завышении оценок в аттестатах школьников. То есть оценка "5" в аттестате какой-нибудь далекой немосковской или республиканской школы в московской школе равнялась бы от силы тройке. Но вопрос в том, что аттестаты сильно не влияли на поступление в ВУЗы. Да, в ВУЗах тоже были нарушения и какие-то плюшки относительно отдельного поступления медалистов, победителей олимпиад. Но относительно общей массы поступающих - это было небольшое количество.

Сейчас в ВУЗы поступают удаленно и без привычных нам экзаменов. Раньше было не так. Закончив со школой и экзаменами там, бывшему школьнику, а сейчас абитуриенту, нужно было выбрать один или два ВУЗа для поступления. Здесь было важно не просчитаться. Экзамены в ВУЗы начинались в разных университетах и институтах в разное время. В МГУ раньше, в конце июня, или начале июля, у некоторых других с начала июля, или с середины июля, у кого-то с августа. То есть абитуриент мог попробовать сначала поступить в МГУ, потом, если не везло, в другие ВУЗЫ. Некоторые отдавали документы сразу в несколько ВУЗов - но могли совпасть дни экзаменов. Насчет письменных экзаменов сказать что-то сложно. Все так же, как и в школе - пишешь, сдаешь, ждёшь результат. А насчет устных экзаменов, система была такой же, как и в школе. Коридор, где толпятся абитуриенты и кабинет, куда вызывают на экзамен. Абитуриента вызывают, он готовится и отвечает по билету. Это мы видели и в кино и в жизни. Преподаватели могли и помочь, а могли не помогать, а наоборот. Но, как правило, все было усреднено. И многим преподавателям, которые уже десятилетия принимали участие в таких экзаменах, многое было видно сразу - глаз был уже наметан. Кто хочет учиться, у кого есть знания, а кто просто выучил. Это решало несколько вопросов.

Более интересная картина была уже после всех экзаменов - когда определялся проходной бал в ВУЗ. Вот здесь, скорее всего и было поле для определенной деятельности и каких-то хитростей. Вот здесь решалось многое. Но это, наверное, и сейчас так же. Ведь и сейчас есть свои нюансы. Это был краткие экскурс в прошлое. А сейчас, давайте вернемся к нашим зловещим буквам, к современности.

Так что же ещё изменилось, и чем так плохи эти ОГЭ и ЕГЭ?!

Ведь, если посмотреть на всю эту систему, то получается, что наоборот - ученик сдает один экзамен в школе и избавлен от тягот по толканию в коридорах ВУЗов, поездок на экзамены. И вообще, должно быть все хорошо. Но так ли это!? Что мы видим сейчас!?

Начнем с лиричного и ментального, или с психологии. Раньше ученик шел в свою школу и сдавал экзамен своим преподавателям, которых он знал, которых он видел, и которые знали его. Было волнение, можно было и понервничать. Сейчас же сдача экзаменов - это сплошной стресс и для ученика, и для его родителей и бабушек с дедушками. Ученика везут в другую школу, досконально проверяют, как в тюрьме, он пишет свою работу не только под взглядом чужих людей, но и под присмотром многих камер. Такое не для слабонервных и не для ещё не окрепшей детской психики. Сами предстоящие экзамены уже становятся жутким испытанием.

А теперь к техническому. Раньше вам для сдачи экзамена были необходимы только ручка и листок бумаги. Это вы могли взять и из дома. И никто бы вам ничего не сказал. Сейчас все строго. Экзамен по ОГЭ и ЕГЭ пишется в виде тестов и обязательно правильно заполнять все клеточки, все галочки. Не дай бог вам где-то ошибиться - это может быть критичным. Если раньше, вашу бы ошибку техническую преподаватель бы заметил и признал бы её явно технической, то сейчас работы учеников не проверяют преподаватели - их просто сканирует техника. И если ученик не затребует апелляцию, то где поставил галки, там и поставил - надо было раньше учиться правильно ставить галки в клеточках. Вот вам пример из уже этого года. Работа по геометрии на ОГЭ. Ученикам запрещают брать с собой циркуль. А задания по геометрии связаны с применением циркуля. Почему запрещают!? Оказывается, что сканеры не считывают карандаш. Глупость!? Ну почему раньше преподаватель своими глазами все считывал, а сейчас сканеры ничего у них не считывают!?

И о тяжелых буднях, предшествующих ОГЭ и ЕГЭ. Если раньше учебный год был расписан, и экзамены там и занимали свое место, но именно какое-то место. В 9-м (или ранее в 8-м) классе об экзаменах начинали думать ближе к весне. А в 11-м (ранее в 10-м) классе об экзаменах задумывались зимой и начинали готовиться. Но все остальное время это была обычная учебная программа. Сейчас же, в старшей школе уже на какой-нибудь математике идет не преподавание самой математики, а просто конкретное натаскивание на сдачу ОГЭ или ЕГЭ. Ничем другим уже ученики, если им сдавать эти экзамены, не заняты, а только учатся правильно ставить галки, отвечать на типичные вопросы к ЕГЭ. То есть весь 10-й и 11-й класс идет работа только над этим - готовятся к сдаче экзаменов. Именно подготовки к ЕГЭ требуют директора от учителей, так как им нужны хорошие показатели. И того же требуют и родители, которые трясутся за своих детей и за то, чтобы они сдали эти пресловутые экзамены. В результате, говорить о каком-то нормальном, обычной учебном процессе не приходится. Мое мнение, что обычная, простая школа и нормальный учебный процесс для детей прекращается с класса 8-го. Дальше идет сплошная подготовка к экзаменам.

И о денежном. Многие говорят (я о старшем поколении), что толком и не готовились к экзаменам. Хватало той программы, которая давалась в школе. Учителя были на уровне и раньше было редкостью, чтобы какой-то ребенок занимался с репетитором. Без репетитора шли и поступали в ВУЗы и хватало для поступления в институты и обычной вполне школы. Но эти времена уже ушли безвозвратно. Сейчас школа не обучает, не воспитывает - школа сейчас оказывает четко определенные образовательные услуги и за это получает деньги от государства в виде подушевого финансирования.

Советская и постсоветская школа - это одно, это уже ушедшее. Сейчас школа это уже совсем другое понятие. Учителя не стесняются говорить, что они только дают материал, а то, как ученик усвоил материал уже их не касается. Их не интересует это и нет большого дела до учеников. Есть исключения, есть настоящие преподаватели - но они искореняются этой системой. Система образования все больше стала напоминать некий бездушный механизм, где нет никакой отдушины, где нет чего-то душевного. Только цифры и буквы и никакой души и тем более педагогики, как мы ее понимали в советское время. Часто, в большинстве случаев, дети просто не готовы понимать то, что им несет какой-то роботопреподаватель, строчащий как пулемет какие-то данные. Дети просто не успевают, путаются, боятся. И пышным цветом сейчас расцвело репетиторство. И если родители хотят, чтобы их ребенок сдал эти дурацкие экзамены и куда-то поступил, то уже с класса 7-го или 8-го ребенку нанимается репетитор. Благо, что сейчас занятия можно проводить и онлайн, а сам репетитор может находиться от вас и за тысячи километров. Но если до 10-го класса у вас один набор репетиторов для сдачи ОГЭ и одни требования, и одни цены. То вам уже значительно надо раскошелиться в 10-м и 11-м классах на репетиторов. И наличие репетиторов в старших классах уже практически стало обязательным для сдачи экзаменов. А это немалые деньги. Какая тут у нас в стране будет рождаемость, если в перспективе у каждой семьи будет стоять куча вопросов не только бытового характера (одежда и еда), но и оплаты за репетиторов, а потом и за платное обучение.

И в завершении. Поэтому, завершая эту статью, можно сказать несколько вещей. Может, и задумка с этими экзаменами была и хорошей, но воплощение стало чудовищным. Эти ОГЭ и ЕГЭ сплошной стресс для детей и родителей, и большие траты для семей. Страдает и учебный процесс, так как все в школе подчинено только сдаче этих экзаменов. Но а из позитивного, правда не для нас, а для других, это то, что кто-то на этих ОГЭ и ЕГЭ много зарабатывает. Зарабатывают репетиторы и отлично зарабатывают. Зарабатывают многочисленные фирмы, которые печатают бланки для экзаменов и обеспечивают все технологии, камеры слежения. Зарабатывают авторы пособий и издательства. Уже давно на этих экзаменах сложился большой, многомиллиардный бизнес. И просто задумайтесь об одной простой вещи. И вот она ниже.

Большой бизнес на ЕГЭ. Раньше что нужно было для проведения экзамена в школе. Учителя и так получали зарплату, и поэтому были обязаны присутствовать на экзаменах - на них не надо было что-то дополнительно тратить. Может, школа покупала несколько пачек бумаги, ручек. В общем, чтобы провести в школе выпускные экзамены особых затрат не нужно было делать!

На уровне города и областей готовились задания для экзаменов. Но эти задания из года в год были практически одинаковые и сильно не менялись. Да и готовили их штатные специалисты за зарплату, а не за отдельное вознаграждение.

А как сейчас!? Я уже написал выше. Если раньше сдача одним учеником экзаменов стоила сущие копейки для государства и эти копейки можно было вообще не считать. То сейчас, сдача одним выпускником этих несколько экзаменов стоит больших денег!

Вот что писало издание Газета.ру в 2016-м году о затратах государства на проведение ЕГЭ.

Так, в 2013 году, по данным сайта «Госзакупки», государство потратило на проведение ЕГЭ 855,2 млн руб. В 2014 году эта сумма увеличилась в два раза и составила 1,6 млрд руб. «В 2015 году, видимо, из-за кризиса в стране, ЕГЭ провели на меньшие деньги — 1,38 млрд руб.», — рассказывает Ян Хельм, аналитик компании IST-Budget, занимающейся мониторингом рынка государственного и коммерческого заказа РФ и СНГ. Однако в этом году (2016-й г.), по словам эксперта, общая сумма торгов, связанных с ЕГЭ, может перевалить через рекордную отметку 2 млрд руб.

И стоит понимать, что в советское время таких затрат попросту не существовало. Стоит понимать, что эти миллиарды получают определенные фирмы, которые хорошо развивают свой бизнес. Но без этих трат можно было бы и обойтись, просто вернув старую модель советской школы. Ведь государство тратит эти миллиарды впустую, нерационально. Задумайтесь. Эти два миллиарда, это как минимум 5-6 современных больших школьных здания, которые можно было бы строить каждый год.

В том же издании пишется о том, во сколько оценивается рынок репетиторских услуг по подготовке к ЕГЭ. На 2016-й год это была цифра в 15-20 миллиардов рублей в год. Сейчас, я думаю, что эта цифра значительно выросла. Говорят, что сейчас объем этого рынка составляет около 30 млрд. рублей. Вы только вдумайтесь. Подсчитали, что каждая семья может тратить на подготовку к экзаменам до 300 тысяч рублей. Все эти деньги вынуты из карманов не столь богатых наших семей. И без всех этих трат можно было бы обойтись, если бы не было ни этих ОГЭ и ЕГЭ, а школа бы занималась не оказанием образовательных услуг, а образованием, педагогикой и воспитанием.

Дмитрий Ластов

Сайт Советика.ру

 
Сегодня в СМИ