О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Геополитика и любовь к Родине как главная движущая сила прекрасного фильма "Белое солнце пустыни"

 


О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?

Р. Киплинг


Здравствуйте уважаемые
Многократно просматривая отличное кино "Белое солнце пустыни" я не до конца мог понять, почему именно этот фильм всегда перед стартом в обязательном порядке просматривают наши покорители космоса. Да, отлично скроенная остросюжетная картина, для которой наши кинодеятели ввели даже особый подвид кино - "истерны" (как антитеза американским и немецким вестернам). Да, подавляющее большинство космонавтов были пилотами, а летчики люди крайне суеверные и, посему просматривают фильм как говорится "на удачу". Но только ли дело в этом? Я долго думал над этим, и понял, что, однозначно нет. Космонавты нашли в фильме (может сознательно, а может неосознанно) то, что привлекло их внимание и сосредоточило стремление. И мне кажется, эта тема возвращения домой, возвращения на Родину. Что крайне актуально, как вы понимаете, для космических путешественников :-)

И образ Родины тут более чем понятный и читаемый. Родина, сиречь Россия - это Разлюбезная Катерина Матвеевна. Я считаю, что это не какой-то конкретный человек, это именно, что Россия, и нам режиссер весь фильм это старательно старается показать, через прекрасные "письма" товарища Сухова (кстати, написанные Марком Захаровым), и являющихся главной основой всего фильма.
Почему это так давайте разберем.


Одним из самых лучших персонажей не только этой картины, но и всего советского кино, является Федор Иванович Сухов. Это неудивительно. Умный, опытный, надежный, рукастый, не теряющий головы и присутствия духа, знающий и уважающий местные обычаи, но при этом умеющий показать себя должным образом, в меру жесткий, но при этом сердечный, умеющий найти подход к любому человеку, с отличным чувством юмора ("...отметить надобно - народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком.."), а главное способный на поступок, и защиту слабых даже ценой собственной жизни. Это просто идеальный образ простого русского человека, заключающий в себя все лучшие черты славянских народов.

Человек старой закалки, умеющий выражаться изящно и образно, но не вычурно (что мы видим из его писем). Он классный военный профи, умеющий все в бою (и в динамите понимает, и с Льюисом легко разберется, и стреляет снайперски, что с пистолета и револьвера, что с винтовки), который давно и успешно воюет на различных фронтах «от Амура до Туркестана», но при этом он всего лишь Красонармеец в неком «Закаспийском интернациональном революционном пролетарском полку имени товарища Августа Бебеля» (вымышленном, кстати).

И даже награждён именным оружием — револьвером системы Нагана с дарственной надписью: «Красноармейцу Сухову. Комбриг М. Н. Колун». То есть и у комбрига он на хорошем счету. Но при этом он всего лишь красноармеец. Человек прошедший Первую Мировую, Гражданскую, знающий и умеющий в войне все, имеющий поощрения-лишь рядовой. Знаете почему? Потому, что товарищ Сухов - это Иван-солдат, из русских сказок. Тот персонаж, которого все мы любим и ценим с самого детства :-)

Как мы знаем из фабулы фильма после ранения он возвращается в родные места под Самарой через бывшую Закаспийскую область Российской империи и вроде как к жене. И тут главный вопрос - а эта жена вообще есть? Да, Федор Иванович постоянно посылает ей мысленные письма (всего их 7), активно представляет ее и различные, иногда забавне ситуации (ее играет Галина Лучай).

Но это всего лишь мечты, и представляемые им картины женщины в красном платке среди берез и зелени покосных лугов слишком идеальны и представляеются лишь как противопоставление песку и солнцу, от которого, цитирую "...солнышко здесь такое, аж в глазах бело" (отсюда, кстати, и название картины).

Он воюет 20 лет, он не был дома, он не представляет что там - может разруха и разорено все, и уж тем более он понятия не имеет что с его женой - жива ли она, здорова. И тем не менее предсталяент ее согласно возрасту и стремится к ней всей душой - как цитирует в одном из писем "...и пришел мне черед домой возвратиться, чтобы с вами вместе строить новую жизнь в милой сердцу родной стороне". Но мы то с вами понимаем, что это стремление к корням, к малой и большой Родине, а не к конкретному человеку. Хотя реальность вносит свои поправки. Достаточно вспомнить такую картинку :-)

Крепкий русский мужик Сухов вернется на Родину, и все наладит, приведет ее в порядок, чтобы не было и как бы она не была разрушена. И что все получится нам говорит его первое письмо:
А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвевна, что являетесь вы мне, будто чистая лебедь, будто плывете себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь... только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул.

Белый лебедь во сне - это главный символ пророчествующий счастье, богатство, хорошее будущее.

Ну, с темой Родины немного разобрались (я надеюсь), но при чем здесь геополитика, спросите вы? Ну давайте разберем персонажей. Есть хорошее разделение на людей Востока и людей Запада. И очень четкие политические посылы.
Сказочный солдат Федор Сухов, несущий справедливость в той форме, в которой он ее видит и считающий, что "и час всемирного освобождения настает" - это олицетворение новой власти, продолжающей политику Российской империи в Средней Азии, которая по моему мнению, заключалась в том, что "русский солдат ворвался в мирные аулы и как начал....строить школы и возводить больницы" :-))), только на другом уровне - с максимальным предоставлением прав всем слоям населения. Он опытный, острожный и старается уважать традиции Востока, которые знает и ценит.

Еще один представитель новой власти, но молодого поколения - Петруха. Убеждённый трезвенник, ответственный, но ещё слишком юный и неопытный русский паренек родом из-под Курска.

Он старается научится, быть хорошим солдатом, честным. Берет пример с Сухова, но глупо погибает. И для Сухова и для Верещагина - он как сын. Тут - этакий образ молодого революционного народа, у которого не хватает умений и знаний, но есть искренность и желание жить, а значит, будет толк, если пестовать и правильно направить.

Прекрасный персонаж Павла Артемьевича Верещагина, этакий собирательный образ русской эмиграции, которая несмотря на достаток и спокойную жизнь, продолжает любить Родину, пусть она уже не царская, а большевисткая, и готовый полжить жизнь за нее.

Если помнить, насколько ему полюбился Петруха, то можно найти аллюзию тоски за границей настоящего русского офицерства по простому народу. Пусть Верещагин по фильму таможенник, а не офицер.

Наконец, небольшая роль смотрителя Лебедева - прекрасный образ русской интеллигенции, всей душой полюбившей Восток и готовый мужественно защищать богатство знаний и культуры от обезумевшей толпы жестоких и невежественных людей.

Но не все русские в фильме положительные. И если фанфарон и клоун подпоручик Семён в клоунской своей форме (одна только катана чего стоит)  еще относительно спокойно воспринимается - он просто не очень умный служака, который цепляется за уже отмершие формы и делающий акцент на внешние проявления никому тут не интересующейся старины (этакий среднестатистический участник Русского общевоинского союза (РОВС), который на самом деле готов податься куда угодно, лишь бы кормили), то вот другой персонаж - Аристарх, уже как раз откровенно пугает. Он мимикрирует под местных, одевается как они, но при этом коварен и жесток. Не зря является главным помощником Абдуллы по силовым вопросам.



Восток не менее интересен. Отличный и крайне запоминающийся персонаж - Саид. Простой декханин, ставший на тропу войны, чтобы осуществить кровную месть и отомстить за семью.

Простой то простой, но очень быстро всему научился и стал просто смертоносным оружием.
По восточному благодарен своему спасителю Сухову и всегда готовый отдать долг чести. Немногословный, сильный, умный и крепкий человек.

"Ментальный близнец" Сухова, который доведет кровную месть до конца, вернется в родные края и станет крепко на ноги. В его позитивном будущем я не сомневаюсь.


Красный командир Рахимов (в исполнении Мусы Дудаева) - очень энергичный, целеустремленный, но пока бестолковый. Возможно дело в темпераменте - горячный очень.

Человек, которому нужен вектор. Он всей душой принял новую власть, но пока мечется безсистемно и может наломать дров (если об этом можно сказать в пустыне). Я думаю, если они соединятся с Саидом - будет реальный толк. А вообще - это персонаж, объединяющий Запад и Восток.

В противовес им два негативных героя. Красивый и по своему привлекательный Черный Абдулла. Хороший воин, некогда в чем то даже благородный человек, он понимает что его власть уходит из под рук, несмотря на всяческую поддержку (особо прошу обратить внимание на дорогой немецкий Маузер и складно скроенный британский китель на нем). Смирится с этим он не может.

Сражается по мере возможности с новыми властями, но при этом переходит черту и совершает подлость. Ради иллюзорного настоящего он хочет лишить свою бывшую землю будущего - убив своих жен. За что и получает пулю в конце концов.

Но этот злодей настолько яркий, а исполняющий его роль и недавно, увы, ушедший от нас Каха Кавсадзе (вечная ему память) так красив, что невольно Абдулла всегда вызывал симпатию. Несмотря ни на что :-)

Ну а главгад тут не показан. Он только упоминается в контексте. Некий Джавдет. Со слов Саида его можно охарактеризовать как трусливого, коварного, жадного и безжалостного разбойника, который убил отца Саида, а самого Саида связал и закопал в бархан, дабы тот умирал долгой мучительной смертью под палящим солнцем пустыни.

Отдельная тема - это гарем Абдуллы. 9 его бывших жен (Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия и Гюльчатай) это будущее Средней Азии.

Они дадут Туркестану много сильных и красивых дочерей и сыновей, которые будут строить новый мир и возраждать славу страны. Не зря так сильно Сухов хочет их спасти, а Абдулла - убить. Это вопрос экзестенциальный :-)

Женская тема вообще максимально обыграна в фильме. Вспомним и Катерину Матвевну и название отряда Сухова, названного в честь автора книги «Женщина и социализм» :-)
То есть, мы видим не простую, пусть и инетерсную историю - через героев мы видим программу, по которой молодая советская Республика не только возвращает свое влияние в Средней Азии, но и противосптоит британским интересам, продолжая традиции "Большой игры" :-)

Как то так.
Вот пожалуй и все.
Надеюсь, вам было интересно.
Приятного времени суток.

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ