О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Летние истории. Прогулки в городском саду

 


Я недавно уже сделал пост об орловском городском саду (в том числе), но тут "напал" на сайт (http://www.orelvkartinkax.ru/gorsad.htm) с подробной информацией о его истории и его посетителях. Захотелось это представить и снабдить поподробнее фотографиями — только по городскому саду.

Начало закладки сада было положено в первых числах октября 1822 года. Инициатором стал орловский гражданский губернатор Николай Иванович Шредер. Высокое свободное место левого берега реки Оки с крутым обрывом по своему природному расположению как нельзя лучше подходило для закладки сада. 

Против места, отведенного под закладку сада, на улице стояло двухэтажное здание «присутственных мест». Поблизости, сияя золотом куполов, возвышался Петропавловский собор (теперь место библиотеки им. Бунина), а недалеко от него размещался кирпичный двухэтажный дом орловских губернаторов.

На небольшом расстоянии от сада в 1823 году построили здание «дворянского собрания» (на этом месте с 1975 года стоит здание драматического театра им. И. С. Тургенева.) От дома «дворянского собрания» шел широкий бульвар, заложенный в 1819 году (часть сохранилась). На правом берегу Оки, против сада, в то время еще была пристань. В навигацию, когда Ока сильно разливалась, от пристани отходили суда, груженные зерном, пенькой, салом. Это был один из центров торговой деятельности орловского купечества, здесь совершались коммерческие сделки.

Вот в таком удобном живописном месте решено было «для увеселения и прогулок народа» заложить публичный сад. Власти города на осуществление таких планов средств не имели. Это вынудило обратиться за помощью к должностным лицам. Из городов Севска, Трубчевека, Брянска, Ельца, Малоархангельска, Волхова, Ливен, Кром, Карачева и других стали поступать денежные средства, посадочный материал.

С начала октября до наступления зимы на семи десятинах отведенного под сад земельного участка было посажено 4700 различных пород деревьев и кустарников. Погода на редкость, пишет в своей брошюре Д. Добрынин, «стояла прекрасная». Она способствовала успешной посадке. Зимой занимались строительными работами и подготовкой к весне. С первыми апрельскими днями посадка деревьев возобновилась, работа была напряженной. Об этом мы судим по тому, что только за один месяц было посажено более 7000 деревьев. Из древесных пород, растущих в это время в Орловской губернии, в состав сада вошли: ильм, тополь, сосна, береза, клен, ясень, рябина; из кустарников — черемуха, акация, бузина, крушина, волчьи ягоды, терн, орешник, вишенник, жимолость, бересклет — всего 15000 деревьев и кустарников. Одновременно с посадкой приводились в порядок два глубоких оврага, они расчищались и были обсажены по склонам деревьями и кустарниками. Овраги брали свое начало от берега реки Оки и, сужаясь, доходили до половины сада. Через рвы построили мосты, вокруг сада поставили деревянную изгородь. Вся работа по озеленению и оформлению клумб выполнялась под руководством садовника Петра Сергеевича Шушпанова.

1 мая 1823 года в г. Орле торжественно праздновали открытие публичного сада. Это было большим событием в губернии. Сад был иллюминирован. Звуки военного оркестра раздавались далеко за полночь.

Прошло десять, лет, Средств, выделявшихся городской думой на содержание сада, было недостаточно. Не стало садовника. Сад выглядел в это время запущенным, деревья росли медленно, некоторые засыхали.

В 1832 году снова решено было сделать посадку деревьев в саду. Этим делом снова занялся садовник П. С. Шушпанов. В 1837 году площадь городского сада увеличилась, к нему прирезали участок, лежащий между бульварами и садом на всем его протяжении. В начале сада построили каменную большую площадку. Здесь в праздничные дни устраивали выступления цыганских хоров с плясками, зажигались фейерверки, проводилась ярмарка. Сюда приходило много народа, было шумно, красочно и весело. Разросшийся, окрепший, с сочной зеленью, по описанию Д. Добрынина, в 1840 году сад имел чудесный вид.

В этот год, изучая плодородие почв средней полосы России, Орел посетил директор Московского Общества сельского хозяйства С. И. Маслов. Познакомившись с городом, он осмотрел городской сад. Его поразила красота и культура сада: правильная, умелая планировка, прямые широкие аллеи, обилие зелени, до блеска вычищенные и укатанные дорожки, множество клумб с прекрасными цветами. Он увидел в саду два парника, ему объяснили, что они построены для показа народу, как надо выращивать ранние овощи, «люди на них смотрят как на диковинку». С. И. Маслов в своей статье в орловских «Губернских ведомостях» писал: «Сад в Орле открыт для всех, содержится, как лучшие московские. Такой сад был бы хорош и в столице».

В 1840 году у стены городского сада построили здание первого общественного театра в Орле. 21 июля 1841 года, во время пожара в Орле, этот театр сгорел, просуществовав всего один год. Пожары несколько раз грозили уничтожить городской сад. Но он уцелел и послужил защитой расположенных за ним частных домов.

С годами городской сад в какой-то степени менял свой облик. В нем что-то ремонтировалось, строилось новое, сажались деревья, по-иному оформлялись цветочные клумбы. Построили кофейную, поставили солнечные часы. На одной из решетчатых чугунных беседок, что стояла близко от входа в сад, была установлена мемориальная доска, где были указаны год создания и имя основателя сада.

В 1854—1857 гг. произвели полную реконструкцию всех сооружений сада: исправили мосты через овраги, флигель для садовника, открыли новый танцевальный зал, построили «беседку для музыкантов». У помещения кофейни поставили столика для посетителей, желающих пить чай, кофе. Сделали оригинальную беседку на дереве для продажи вин. В саду появились новые широкие дорожки, старые расширили. Против входа в сад разбили красивый цветник.

По описанию Д. Добрынина, «Орловский публичный сад был прекрасен и живописен. Два глубоких, обрамленных деревьями рва врезаются до середины сада от берега Оки и разделяют его на три части». В первой из них, пишет Добрынин, находится «обширный зеленый луг». В средней части разбиты клумбы с цветами, поставлены скамейки, в этой части сада всегда многолюдно, два, три раза в неделю играет духовой оркестр. А над крутым обрывом «красуется беседка, отсюда открывается прекрасный вид на город и вдаль на Московскую дорогу».

Документы свидетельствуют, что путешественники того времени считали Орловский публичный сад лучшим среди других садов губернских городов.

Не только красота природы привлекала в сад орловцев. Он стал своеобразным культурным центром города. Здесь всегда звучала музыка. Ежедневно летними вечерами играл духовой оркестр постоянно стоявших в Орле военных полков. Звуки оркестра далеко были слышны в тишине городской жизни старого Орла. Документы знакомят нас с именами таких известных военных дирижеров, как Шорф, Филипп, А. Ф. Владимиров.

Глазами пожелтевшей и, как кружево, по краям от времени истлевшей афиши на нас смотрит жизнь старого городского сада: «1901 года, 3 мая, в городском саду состоится большое народное гуляние. Средства поступят в фонд Орловского добровольного пожарного общества». Среди концертной программы на афише значится жирным шрифтом: «Выступает семейство гармонистов Гладкова». Фамилия талантливых музыкантов Гладковых была широко известна в г. Орле и за его пределами. В 1911 году под управлением дирижера Гальзбрунера в саду постоянно играл так называемый известный симфонический венский дамский оркестр.

Городскому саду посвятили немало проникновенных строк в своих воспоминаниях, письмах и произведениях многие знаменитые писатели-орловцы, чьи книги большими тиражами выходят и читаются во всем мире.

Неоднократно бывая в Орле, И. С. Тургенев всегда посещал городской сад и любил гулять по последней аллее, что над Окой, сидеть на одной из ее скамеек. Такие предания ходили среди орловской молодежи и жителей. Аллею и скамейку в народе называли «тургеневскими».

Навсегда в памяти другого замечательного русского писателя-орловца Н. С. Лескова остались воспоминания о том, как в детстве няня, Марина Борисовна, уводила его гулять в городской сад. «Здесь мы садились над мелководной Окой и глядели, как в ней купались и играли маленькие дети». А спустя много лет в 1893 году Н. С. Лесков в «Орловском вестнике» опубликовал свой рассказ «Тургеневский бережок»: о первой весне нашего: великого писателя Тургенева, о его сне в подвижной колыбели, которую няня часто привозила на последнюю аллею, что над Окой. «Отсюда знаменитое дитя впервые окидывало своими глазами небо и землю». Было бы хорошо, писал в своем рассказе Лесков, поместить здесь памятный знак с обозначением, что в Орле увидел свет Тургенев, пробуждавший в своих соотечественникам чувство человеколюбия и прославивший свою Родину доброю славою. С той поры это место жители Орла стали называть «Тургеневским бережком».

В книге Е. Брандис «Сила молодая» рассказывается о юных годах писательницы Марко Вовчок, как «она, Маша, детей иногда уводила подальше в Шредерский городской сад, где на деньги купца-мецената были воздвигнуты чугунные беседки, сооружены солнечные часы и проложены над Окой дорожки. С высокого обрыва открывалась панорама типичного среднерусского города, разделенного на три части изогнутой лентой Оки и впадающим в нее Орликом».

17 сентября 1857 года М. Вовчок писала на Украину мужу А. В. Марковичу: «Вчера утром были в саду и в магазинах, где Богдасю очень понравились вол и четверка коней. Четверку мы и домой принесли с собою и по саду возили по городскому, шумели и смеялись».

Имя Анны Петровны Керн овеяно поэтическими строками стихотворения, посвященного ей А. С. Пушкиным. М. И. Глинка на слова стихотворения написал пленительную музыку, создал бессмертный романс «Я помню чудное мгновенье». А ведь А. П. Керн родилась в г. Орле в 1800 году «в доме губернаторов», стоявшем против городского сада.

Великая русская артистка Гликерия Николаевна Федотова родилась в 1846 году в г. Орле. Детство ее до семи лет прошло в бывшей Монастырской слободе. Ее воспоминания детства записаны А. Ляховым, хранятся в музее И. С. Тургенева. В них рассказывается, как маленькая Луша жила в чистеньком, небольшом домике, что стоял на высоком берегу Оки. При домике был садик с кустами сирени и мальвами, а за углом дома, направо, она помнит большую площадь, за ней городской сад, спускающийся к Оке. Из окна своего домика Луша любила часами смотреть на разлившуюся речку и таинственный, каким ей в те годы казался, городской сад.

Вот как И. Бунин, в свои отроческие годы попавший на празднество в городской сад, описал его: «...меня поразила несметная от тесноты, медленно двигающаяся по главной аллее толпа, пахнувшая пылью и дешевыми духами, меж тем, как в конце аллеи в сияющей цветными шкаликами раковине томно разливался вальсом, рычал и гремел во все свои медные трубы и литавры военный оркестр. Перед раковиной, на площадке бил раскидистый фонтан, орошая водяной пылью, с очаровательным запахом цветы, как я потом узнал, они назывались просто «табак».

В тенистых аллеях городского сада в разное время гуляли Т. Н. Грановский, А. Н. Апухтин, Л. Н. Андреев.

Вот как 17 марта 1892 года Л. Д. Андреев писал в своем дневнике одной своей орловской знакомой Л. Н. Дмитриевой (Тухиной): «Все-таки в Орел очень хочется, хочется в городском саду погулять, неделю уже до него осталось. Не знаю, есть ли еще где в провинции такое любопытное место, как наш городской сад, он принадлежность только одного Орла. Бывал я в разных городах, но подобного учреждения не встречал. Коротко говоря, сад наш представляется единственным местом, где сосредотачивается Орловская общественная жизнь».

Бывал в городском саду и Л. Н. Толстой, в пору золотой осени — сентябре 1898 года, когда останавливался в «доме губернаторов». В этот период, как известно, он работал над романом «Воскресенье». Писатель изучал условия, в которых содержались заключенные в тюрьме, что стояла в конце и примыкала к городскому саду. Свои наблюдения Лев Николаевич использовал в романе.

На месте, называемом «Тургеневским бережком», в честь 150-летия со дня рождения великого писателя — нашего земляка И. С. Тургенева поставили бронзовый памятник (скульптор Г. Бессарабский, архитекторы А. Свиридов и В. Атанов). Открытие его состоялось 4 ноября 1968 года. Митинг в присутствии общественности Орла, писателей, гостей других городов страны, от имени Всесоюзного юбилейного тургеневского комитета открыл секретарь правления Союза писателей СССР, Герой Социалистического Труда Л. С. Соболев.

Это был большой праздник не только для жителей нашего города, но и для всех почитателей таланта великого орловца. Словно задумавшись, сидит бронзовый писатель над родной Окой — перед ним красавец Орел с зеленью парков, с высотными домами.

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ