О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Когда Маск ещё даже не родился

 


Небольшой исторический пост на электромобильную тему. А вы знаете, что за 40 лет до того, как появилась Tesla, другой человек в Штатах пытался начать электромобильную революцию, выпустив электромобиль и построив сеть «быстрых» зарядных станций?

Звали его Роберт Р. Аронсон, родился он в 1923 году, вырос в Лос-Анджелесе и в молодом возрасте развозил телеграммы на велосипеде. Ему часто приходилось ездить за вонючими дизельными автобусами, и ему в голову пришла идея производить автомобили без вредных выбросов. Позже Аронсон создал собственный завод по производству аккумуляторов в Новом Орлеане. Здесь он разработал свинцово-кобальтовую батарею, которую можно было быстро заряжать. Кроме того, батарея была разработана так, чтобы хорошо выдерживать вибрации, и Аронсон был убежден, что всё это было золотым билетом для создания практичного электромобиля. 

Аронсон около одной из станций "быстрой" зарядки
Аронсон около одной из станций "быстрой" зарядки

Он основал компанию Electric Fuel Propulsion Corporation (EFP) в Новом Орлеане, а в 1966 году у себя в гараже разработал и построил свой первый электромобиль. Электрокар был назван Mars в честь любимого шоколада его девятилетнего сына Дугласа, и был основан на чём-то очень необычном для Америки, Renault Dauphine. 

Renault Dauphine
Renault Dauphine

Аронсон установил электродвигатель вместо ДВС (который у Dauphine стоит сзади), подключил его к стандартной коробке передач, и установил 16 6-вольтовых батарей. Испытания показали, что система работает хорошо. Электромобиль развивал максимальную скорость около 90 км/ч, а запас хода превышал 190 километров. Только один Mars I был собран до того, как Аронсон решил инвестировать всё, что у него было, в электромобили. 

Начало было не особо радужным, ураган Бетси разрушил его аккумуляторную фабрику, и он решил переехать в Детройт. Там он занялся серийной моделью Mars II, также основанной на Renault, но на этот раз на более крупном семейном автомобиле R10. И передний багажный отсек, и задний моторный отсек были до краев заполнены батареями, которые сделали Mars II вдвое тяжелее, чем обычный R10. На этой модели Аронсон использовал четырехступенчатую ​​коробку передач.

Renault R10 в версии Аронсона (Mars-II)
Renault R10 в версии Аронсона (Mars-II)

Машина была революционная для своего времени. Электромобиль мог регенерировать электричество на спусках. В дополнение к 20 6-вольтовым батареям для движения, у машины была также обычная 12-вольтовая батарея, как и сейчас делается. Аккумулятор в Mars II можно было быстро зарядить с 0 до 80% всего за 45 минут и он был расчитан на 800 зарядок. Запас хода составил более 200 километров, то есть как минимум такой же, как у моделей Mazda MX-30 2021 года и самого доступного современного Fiat 500. Рекордный заезд был на 234 км. В то же время, в электромобиле были и «пережитки прошлого»: электромобиль был оснащен бензиновым обогревателем для подогрева салона зимой, как часто делается сейчас на электробусах.

Весь багажный отсек был набит аккумуляторами
Весь багажный отсек был набит аккумуляторами

За 40 лет до того, как Илон Маск начал думать о строительстве своей сети Supercharger, Аронсон осознал, что электромобили нуждаются в зарядной инфраструктуре, чтобы конкурировать с бензиновыми автомобилями. Он подписал договор с Holiday Inn, и вскоре «первая в мире электрическая скоростная автомагистраль» была готова. Каждый из пяти мотелей Holiday Inn между Чикаго и Детройтом был оборудован быстрым зарядным устройством, и теперь обладатели Mars-II могли проехать почти 500-километровый путь полностью на электрической тяге. «Все, что нужно - это 45-минутный перерыв на кофе на каждой зарядной станции», - рекламировал Аронсон свой электромобиль. На практике это означало, что нужно было заряжаться пять раз по 45 минут (всего 3 часа 45 минут). 

Но даже американцы так не любят кофе и донуты, чтобы выдержать это :-)))) Всего Аронсон смог построить 45 экземпляров Mars II. Частично виной была цена: электромобиль стоил $4800, за эти деньги можно было купить три новых фольксвагеновских Жука. В марте 1967 года директор EFP проехал на своем Mars II из Детройта в Вашингтон, где тщетно пытался убедить политиков оказать финансовую поддержку проекту. Они его не поняли и проект был закрыт.

Тем не менее, Аронсон продолжал выпускать различные электромобили до конца 1980-х на базе больших американских автомобилей, пока не поссорился с налоговыми органами. Роберт Р. Аронсон умер в прошлом году в возрасте 97 лет, но он прожил достаточно долго, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту: увидеть массовый электромобиль. Единственное, что на нём было написано не «Марс», а «Тесла».


Понравился пост? Добавляйтесь в друзья.

Курс молодого электромобилиста (базовые знания о электромобилях)

Ещё мои статьи про электромобили.


Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ