О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

ни сна, ни отдыха измученной душе

 


давно мы в опере не были.



осенью, правда, ходили на так называемую лайт-оперу "Когда нам было по 17-18 лет". на самом деле это простенькая сюжетная композиция по песням примерно за 30 лет, 1960-1990-е. причем песни самые популярные и изрядно надоевшие, но коллективу удалось сделать это так азартно и с любовью, что зал и подпевал, и смеялся, и плакал. все это было собрано в порядке от рождения младенца, через детство, школу, первую любовь, потом взросление, свадьба, семейная жизнь.
включая важные события эпохи - космос, политика, The Beatles и прочее.


а  в прошлое воскресенье решили наведаться в нашу родную Царицынскую Оперу на настоящий классический спектакль.
подумали, что рискуем пропустить окончание сезона, и выбрали оперу Бородина "Князь Игорь". про сюжет я толком не знала ничего, только несколько известных композиций, которые обещали как минимум прекрасные арии и энергичные танцы.

как оно у нас  водится, декорации были сделаны бюджетно, многое создавалось с помощью световых проекций. получилось немножко кино. то и дело какие-то видео транслировались то на задник, то на полупрозрачный занавес, отделяющий авансцену от основного пространства.
все остальное - это три изогнутые в форме скобочек стенки, перемещающиеся явно на колесиках, на них были начертаны какие-то письмена. и самое главное - огромное кольцо типа нимба, которое периодически сходило с потолка и опускалось на сцену, застывая в метре от пола, окружая группу персонажей.

Ярославна - та самая. и нимб тоже.


это было очень странное решение, учитывая, что сцена у нас небольшая, и плясок вокруг кольца фееричных ожидать уже не приходилось; я насторожилась.
первое действие началось с мощного оркестрово-хорового исполнения, и звук был довольно дребезжащий. правда, потом его немного отладили, но все первое действие были проблемы с тем, чтобы разобрать тексты арий. приходилось, подсвечивая телефоном, читать программку, чтобы немного понять, что происходит.

до антракта Игорь (Максим Орел) успел вместе с сыном Владимиром (Алексей Шапошников) уйти воевать с половцами, оставив жену Ярославну (Елена Барышева) на попечении ее брата Владимира Галицкого (Артем Ратников). который не замедлил объявить, что Игорь наверняка не вернется, поэтому вот он я теперь буду за главного. для этого понадобились девки (надругаться), челядь (славить), алкоголь (проставляться) и не понадобилась сестра (услать в монастырь, не успел, правда).

комическая пара Ерошка и Скула, а вот Галицкий тут не Ратников, а вовсе А. Еленик, тоже очень хороший актер и вокалист.


мы ушли на антракт, сокрушаясь, что все как-то немного не так. встреченный совершенно случайно бывший сосед по парте (с которым мы не раз дрались, а еще ходили на Сталкера) подтвердил, что и оркестр не так, и вообще все как-то не очень. я, конечно, удивилась, что бывший хулиган и герой анекдотов теперь оперный завсегдатай, да еще и место его было через одно от меня :)

самое интересное ожидалось во втором действии. "О дайте, дайте мне свободу", "Плач Ярославны"... и "Улетай на крыльях ветра", конечно же.
а еще жаркие эротические сцены между Кончаковной (Юлия Почкалова) и княжичем. которые меня весьма порадовали, потому что у Кончаковны хороший глубокий тембр и задорное красное платье, а у Владимира Игоревича замечательный голос, отличная дикция, симпатичное лицо и темперамент. эротика, правда, могла бы быть и менее буквальной.

на фото Кончаковна наша, а вот Владимир из другого состава.


наконец-то я начала понимать происходящее без шпаргалки, потому что с дикцией внезапно стало хорошо даже у тех, кто в первом действии ее запорол.
а может потому, что в антракте я проспойлерила себе второе действие, почитав либретто.
и тут настал час, когда должны были изобразить все самое любимое.

Кончаковна тут другая опять.


на сцену вышли разнокалиберные девушки с распущенными волосами в довольно европейских пляжных сарафанах, стали делать волну руками, и полилась "Улетай на крыльях ветра". звучало все это просто отлично, и оркестр, и хор. но спускаемый с потолка нимб меня снова насторожил.

а потом под энергичные аккорды столь любимых половецких плясок на сцену выбежали парни.
они были ростом от полутора до двух метров, но никакой середины, только крайние значения амплитуды.
они были одеты в коричневые штанишки на одной подтяжке, я такие на кукол шью. торс был плохо замаскирован этой подтяжкой, и ни один торс не был хоть сколько-нибудь атлетичным или балетным. нет, это были простые граждане, набранные в балет с помощью вопроса "танцевать умеешь?" - и ответа "а что там уметь, конечно!".
на заднем плане фото некоторых немножко видно.
короткие радостно подпрыгивали, тряся хаером длинными волосами, а высокие качались, как дерева на ветру. самые колоритные дерева расположились на переднем крае, довольно ухмыляясь и загородив кольцо, внутри которого девы продолжали делать волну руками. это и были пляски.

в общем, со мной случилась практически истерика, такая внешне незаметная. при этом я вполне наслаждалась звуковым фоном, как ни странно.
я в принципе уже знала, что при наличии приличных вокалистов балет у нас так себе. и осенью уже довелось повеселиться над некоторыми представителями, изображающими мальчиков-роботов с неподвижными сочленениями. но там это было не так больно.
но к тому что пляски сольют, да еще и в комедийном ключе, я не была готова.

а вот тут наш Владимир Игоревич.


в итоге...
Игорь фактурный, артист уже знаком по ролям Онегина и Альмавивы.
Ярославна - опытная актриса в хорошей форме, но на высоких случался ультразвук, не знаю почему. еще и кричала чаечкой иногда.
двух Владимиров я уже похвалила, они были отличные.
совершенно замечательный Кончак с перьями на плечах (Игорь Тормосин),  страстная Кончаковна, неплохой ее половецкий жених (Вадим Дмитров), желавший устранить соперника.



несколько очень странных сцен с диковинной пластикой.
поле боя, когда Игорь пытается поднять смертельно раненого сына - это выглядело как попытка его добить.
свадьба Кончаковны, когда Игорь рвался остановить брачующегося сына - это выглядело как парный танец Игоря и Кончака, они вместе шатались перед сценой, качаясь как все те же дерева и не пуская друг друга к молодым.

я всю жизнь задумываюсь, кто учит качаться оперных солистов. если женщины худо-бедно владеют пластикой, то мужчины-солисты замирают в наклоне, встают на цыпочки, перемещаются медвежьей походкой, сгорбив спину и вытянув вперед лицо, подтягивают ногу и чуть что шатаются из стороны в сторону. вдвоем это получается еще занимательнее.

тут пока не шатаются - еще не бой, еще не ранен.


но, если не считать плясок, мы в принципе получили свое удовольствие. музыка звучала хорошо (кроме самого начала), большинство арий были спеты достаточно прилично.
сюжет оказался весьма простеньким, мораль - давайте жить дружно, хотя бы и с половцами, и жениться на них, тогда никто не успеет услать ваших любимых в монастыри, ну подумаешь, внуки будут половецкими. пусть себя пляшут, может, научатся.

очень жаль, что нигде не найдено ни фото, ни видео наших половецких плясок, и я не могу поделиться этим.  снимать самим, естественно, строго запрещено.

фото в сети от разных составов, но по ним можно получить представление о сценографии, декорациях, костюмах.
костюмы, кстати, скромные, но достаточно стильные, претензий нет, у нас небогатый театр с бюджетными ценами на билеты и хорошими художниками.
все равно я люблю наш театр :)

и вот вам трейлер


 
Сегодня в СМИ