О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Джулия Маргарет Камерон – женщина, сделавшая фотографию искусством

 


Продолжаю рассказывать о женщинах в искусстве, которые в своё время изменили его либо привнесли нечто новое.
И сегодня речь пойдёт о Джулии Маргарет Камерон, британском фотографе викторианской эпохи.
Многие фотографы того времени критиковали её работу за непрофессионализм, а художники, наоборот, хвалили её и называли коллегой.
А почему были такие разные оценки творчества миссис Камерон, читайте под катом.
1.jpg

На заглавном снимке портрет героини этого поста.
Но прежде, чем я начну рассказывать о женщине-фотографе, нужно понимать, на каком этапе развития находилась фотография в те времена.
Итак, в 1800 году Томас Веджвуд первым начал экспериментировать с захватом фотографических изображений на светочувствительный материал.
А в 1822 году Жозеф Нисефор Ньепс изобрёл гелиографию, первый известный фотографический процесс для создания устойчивых изображений.
То есть, 19-й век был самым началом фотографии.

Джулия Маргарет Камерон родилась в 1815 году в Калькутте в период британской колонизации Индии. В 1848 году она переехала в Англию с мужем и шестью детьми.
Семья жила на острове Уайт, где Джулия Маргарет потихоньку впала в депрессию от провинциального образа жизни.
Жизнь Джулии изменится в 48 лет, когда она получит особый подарок – одна из её дочерей подарит ей деревянный фотоаппарат.

Энергично и с воодушевлением она стала осваивать трудоёмкий мокрый коллодионный процесс, превратив курятник в мастерскую, а кладовку для угля в фотолабораторию.
Как только Джулия впервые посмотрела в объектив, на неё снизошло вдохновение. Начав заниматься портретной фотографией в 1863 году, она навсегда изменила этот вид искусства.
2.jpg

Сама она о том периоде говорила так: «Как только я начала со страстным увлечением настраивать камеру, она стала для меня как живая, у неё появился свой голос, память и творческая энергия».
3.jpg

На заре развития фотографии позирующий был вынужден долго сидеть без движения, чтобы снимок получился чётким. Поэтому портреты получались строгими и официальными. Фотография была скорее наукой, чем искусством, и фотографы стремились получить максимально детализированное изображение – достоверное «отражение жизни».
4.jpg

Вот и моделям Джулии Камерон приходилось позировать, не шелохнувшись, при выдержках до 10 минут.
5.jpg

И тогда Джулия стала действовать иначе. Она разрешала моделям двигаться и ловила случайные моменты счастья и выразительные размытые кадры.
6.jpg

Ей хотелось запечатлеть эмоции людей, и поэтому фотографии получались живыми, похожими на сцены из снов.
7.jpg

8.jpg

Показать характер человека с помощью нестандартных техник для Джулии было важнее, чем создать сухую чёткую фотографию. Она нарушала все существующие законы, и историки спорят, насколько осознанно это было с её стороны. Ей хотелось рассказывать истории своими снимками, она раздвигала границы фотографии как выразительного вида искусства.
9.jpg

10.jpg

Происходя из высшего общества, Джулия была начитанна, прекрасно разбиралась в литературе, истории и мифологии. При помощи фотографии она создавала иллюстрации к своим любимым произведениям: наряжала моделей в шекспировские одежды, средневековые короны и библейские костюмы и придумывала для них интересные позы.
11.jpg

12.jpg

13.jpg

С энтузиазмом и безграничным вдохновением она фотографировала известных художников и ученых, в том числе Чарльза Дарвина:
14.jpg

Английского астронома и физика Джона Гершеля:
15.jpg

Британского писателя Томаса Карлейля. Этот снимок очень характерен для техники Камерон - фотография не в фокусе, а пластина треснула и в пятнах:
16.jpg

Портрет Генри Тоби Принсепа - английского чиновника индийской государственной службы и историка Индии. Позже он занялся политикой:
17.jpg

Она снимала свою семью, сотрудников и даже была известна тем, что преследовала незнакомцев на улице, пока те не соглашались позировать ей на камеру.
18.jpg

19.jpg

20.jpg

А однажды Джулия нарядила своих домашних в костюмы ангелов и заставила позировать с чучелами лебедей.
21.1.jpg

21.jpg

В 1874 году Альфред Теннисон предложил Джулии Маргарет Камерон создать фотоиллюстрации к его популярному циклу поэм о короле Артуре «Королевские идиллии». Она с готовностью согласилась. Запечатлённые ею персонажи из литературных произведений походили на масляные картины. В своих лучших работах она буквально оживляла героев пьес и поэтических произведений.
Я нашла три фото этого цикла.
22.jpg

23.jpg

24.jpg

Карьера фотографа продлилась всего одиннадцать лет (с 1864 по 1875). За это время Джулия создала огромный массив работ, состоящий из более чем 1200 фотографий.
25.jpg

26.jpg

Мягкую фокусировку в её изображениях современники расценивали как технические ошибки, поэтому большее признание Камерон нашла среди художников-прерафаэлитов, чем в среде фотографов.
27.jpg

28.jpg

Но сегодняшние критики считают, что она своими работами внесла весомый вклад в фотографию.
29.jpg

30.jpg

В наше время работы Джулии Камерон выставлены в крупнейших музеях мира, и её помнят как женщину, стоявшую у истоков нового вида искусства.
31.jpg

32.jpg

А ещё как женщину-фотографа, которая рассказывала истории через фотографии.
33.jpg

До встречи!
 
Сегодня в СМИ