О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

"Транспортная безопасность" - новая искусственно созданная проблема нашей эпохи

 


Реальная проблема, которая в самом прямом смысле была создана искусственно совершенно пустом месте – это транспортная безопасность. Мы уже стали забывать, как когда-то можно было спокойно зайти на вокзал, выйти и снова зайти сколько угодно раз. Не нужно было класть вещи на грязную ленту, выскабливать из карманов завалявшиеся медяки, ловить злобные взгляды уставших охранников. Это всё постепенно уходит, а скоро, возможно, и исчезнет совсем.

Как известно, театр начинается с вешалки, а вокзал теперь - с «Сумки на ленту, металлические предметы из карманов». С унизительной неприятной процедуры, от которой вообще хочется лишний раз сюда не заходить, и вообще, минимизировать использование железной дороги. Ладно ещё, если вы едете на поезде куда-то далеко. Но проходить досмотр часто нужно даже если вам нужно просто на электричку или МЦД, проехать 2-3 станции! Потеря лишних 2-3 минут скажется такой поездке весьма заметно и снизит её привлекательность.



Досмотры мерзки и отвратительны абсолютно всем: 1) потеря времени в очереди, 2) опасность потери или забывания вещей, 3) неудобство вытаскивания всего из карманов, а потом запихивания обратно, 4) ленты конвейера часто грязные, неизвестно кто чего до вас на них ставил.


Но куда более серьёзная проблема, связанная с обязательными досмотрами – это тотальные огораживания вокзалов. Если раньше из любого вокзала было несколько входов и выходов, в каждый из которых можно было зайти и выйти, то теперь всё регламентировано. Удобные выходы перекрываются, зайти можно только через определённые точки. Остальные либо заперты, либо у них дежурят мордовороты, бдящие, чтобы мышь недосмотренной не проскочила.


Вот лишь некоторые примеры:

1) Ещё в 2010 году закрыт наклонный спуск на нижний уровень Курского вокзала с площади. Раньше по нему очень удобно было заезжать и выезжать на велосипеде к электричкам.

2) На том же Курском вокзале есть тоннель под путями, ведущий на улицу Казакова. С него очень удобно было попадать на платформы дальних поездов и электричек с той улицы, не заходя на вокзал. Теперь извольте пройти тоннель насквозь, прошмонаться и зайти на платформу с другого тоннеля.

3) На Ярославском вокзале поставили забор, разделяющий подходы к платформам электричек и ПДС-ов. На электричку пройти без шмона ещё можно, но на дальний поезд – уже нет. Перейти с электрички на поезд и наоборот теперь только можно либо через здание вокзала, либо (если наоборот) – обходя вокзал.


Аналогично на Ленинградском вокзале. Лишние 5-10 минут, но кого они волнуют.


4) Напасть уже идёт в регионы. Особенно много «безопасности» было поставлено перед чемпионатом, и в последний год. Тут уже под раздачу попадают даже маленькие станции и вокзалы. Если раньше обычно можно было попасть на поезд, даже не заходя на вокзал, то теперь первые платформы огораживаются по периметру и остаётся только один вход. Так заборы выросли в Ярославле, Пензе, Пскове, Курске, Сызрани, Вязьме, а также на большинстве станций Северо-Кавказской и Крымской железных дорог.


Так что вот помимо потери времени на самом досмотре пассажирам приходится терять ещё время для добирания до редких доступных входов на вокзалы. Кроме времени, это ещё и силы – на вокзал обычно идут с сумками, вещами, колясками. Иногда ради шмона приходится преодолевать дополнительные лестницы..


И это, скажу вам, ужасно! Железная дорога должна быть приятной, привлекательной. Поезда – это так романтично и антуражно! У людей возвращается интерес к поездкам на поездах, благо РЖД действительно для этого много делают. Но эти досмотры нереально всё портят.


РЖД "оптимизирует" кассиров, закрывает станции и кассы в маленьких деревнях. Но на работу вот этой армии охранников, не создающих ничего полезного, деньги, конечно же, при этом находятся.

«Подожди! Но надо же бороться с терроризмом!». Я совершенно согласен: терроризм – очень серьёзный вызов, и конечно же надо с ним бороться.. Дело только в том, что эти рамки и досмотры не помогают в этом абсолютно никак! К великому прискорбию, есть реальные свидетельства того, что эта система бесполезна: это теракты в Волгограде в 2013 году и в Питере в 2016. В Волгограде на вокзале уже тогда были рамки, что не помешало террористу взорвать толпу перед ними. А на следующий день, как мы помним, был взорван троллейбус.. Тут уже любому очевидно, что на все троллейбусы, автобусы, трамваи и маршрутки досмотровые зоны при всём желании не поставишь, а, значит, подобная угроза даже от самых тщательных досмотров никуда не денется. А, значит, нужно как-то бороться другими способами.

Мне было тогда очевидно, что ну раз все увидели, что система не сработала, значит надо сразу её свернуть и уж, тем более, дальше не развивать, не тратить на неё денег. Но увы, власти сделали из этого обратные выводы и стали только ужесточать досмотровые комплексы и системы.


Другой вопрос, сколько это стоит и во сколько обходится всем нам. Только вдумайтесь какова стоимость всего этого досмотрового оборудования, его обслуживания, ремонта, и умножьте на число вокзалов. Более шокирующими цифрами окажется содержание всей армии обслуживающего персонала, не производящего, по сути, ничего! Ведь у каждого сколь-либо крупного вокзала будет 2, а то и 3 выхода в которые никого нельзя пускать, на каждого из них нужно поставить охранника. У охранника должен быть сменщик (или два), должен быть начальник. Ещё по 2-3 бездельника стоят у самих досмотровых комплексов (которых тоже может быть 2-3). У каждого зарплата, минимум, тысяч по 25-30, что с налогами будет стоить перевозчику – 50-60. Т.е. содержание этого батальона шмональщиков в рамках одного вокзала обойдётся 7-8 миллионов рублей в год. А вокзалов в России очень много! А ещё стоит сюда включить стоимость совершенно ненужных заборов, их установки и обслуживания. Сами РЖД заявляют, что тратят на безопасность 250-300 миллионов в год!


Это всё деньги, которые не пошли на развитие страны. На строительство новых железных дорог, детских садов и школ, высокотехнологичных производств и университетов, на закупку поездов и современной СЦБ. Вместо того, чтобы помочь нуждающейся семье устроить детей в школу, построить детскую площадку или стадион, купить современные троллейбусы или снегоуборочную технику, проспонсировать организацию современной научной лаборатории, деньги уходят на мужиков в форме, машущих своими металлоискателями. Наши же деньги уходят на то, чтобы нам же делать хуже, неудобнее!


В транспортной среде это явление называется «Театр безопасности». Думаю, мало кто из руководства вокзалов, РЖД или других транспортных предприятий сомневается в бесполезности этих мер. Но их предписывает выполнять федеральный закон №44 о транспортной безопасности, принятый после терактов в аэропорту Домодедово и на станциях метро. За недостаточно тщательный досмотр может оштрафовать транспортная прокуратура. Там же в верхах приняли этот закон, видимо не очень понимая, как он будет выполняться, либо чисто с целью успокоить население, создав иллюзию того, что всё под контролем. В любом случае, как всегда, все понимают глубину идиотизма, все делают вид, что это очень важно, но страдают от неё пассажиры и эта ситуация бесит сильнее всего.


Самое главное, что если завтра все эти досмотры и рамки просто убрать, то не случится вообще ничего! Поезда продолжат ходить, пассажиры приезжать на вокзалы и уезжать с них, только это будет проще и менее напряжно. Небо на землю не рухнет, никаких страшных событий не произойдёт ни сразу, ни через месяц, ни через годы.

Безопасность, кстати, идёт уже и на автовокзалы. Пару лет назад интернет облетела легендарная фотография из Егорьевска. Теперь здешний автовокзал выглядит строже военного завода!



Малоприметный небольшой подмосковный городок. Вдумайтесь в глубину маразма! Не хватает только вышек с часовыми, стреляющими на поражение тех, кто пытается проникнуть на автовокзал без досмотра.



Кроме всего прочего, транспортная безопасность – это опасно! Да, вот такой парадокс! В случае какого-либо ЧП – возгорания, задымления, да того же самого теракта (не дай Бог, конечно!) перегороженные намертво выходы помешают эвакуации. Нет никакой гарантии, что их в нужный момент успеют открыть, и что на оставшихся не случится давки.


Отдельная тема – безопасность в метро. Тоже совершенно бесполезная и бессмысленная дичь, на которую спускается безумная прорва денег. Но тут, хотя бы, не пытаются всех подряд шмонать, уже и на том спасибо. Хотя в региональных метрополитенах где поток низкий, а охранникам скучно, там могут дотошно досмотреть каждого. Разумеется, повысив привлекательность и без того маловостребованной подземки.

Хотя, конечно, до Индии и Китая нам тут, слава Богу, далеко..



А вот вам фото из европейских вокзалов. Каждый раз испытываешь стресс от страха, заходя сюда. Вдруг чего случится? Никаких проверок – кто угодно может зайти, учинить какую-нибудь гадость.


По поводу ненужности рамок и досмотров на объектах транспорта есть абсолютный консенсус у ВСЕХ транспортных (и не только транспортных) экспертов. Я ни разу не встречал мнения, что они нужны и какого-либо оправдания их наличия. Эта тема не вызывает ни у кого споров, все всё понимают. Но рамки продолжают стоять, а ЧОПовцы - воровать время и комфорт пассажиров.


Обидно, конечно, что эта проблема реально создана из "ничего". Просто намеренно создали под видом безопасности пассажирам сложности, а теперь, вместо того, чтобы решать реальные проблемы, мы тратим время на обсуждения эти рамок, досмотров, и как сделать так, чтобы абсурд был менее абсурдным.

Так что надо с транспортной безопасностью что-то реально делать. Надо возвращать вокзалы людям и убирать оттуда толпы бездельников с палками. Бороться с терроризмом важно и нужно, и для этого есть другие куда более эффективные и менее портящие всем жизнь способы.

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ