О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

«После 3-х лет уже поздно» и другие опасные нейромифы для современных детей

 


Многие педагоги и репетиторы, а также молодые родители уверены в том, что до школы надо подготовить ребенка по максимуму, что с первого класса ребенок стал отличником оставался им до выпуска. Но так ли это?


Мнение психологов

В дошкольном возрасте обучающий ресурс мозга только растет, а своего максимума достигает только к 20-25 годам. Марьяна Безруких, доктор биологических наук и главный научный сотрудник Института возрастной физиологии, утверждает, что основный физиологический показатели развития детей мало изменились с ходом времени.

Такими показателями являются рост ребенка, темпы созревания органов и систем, таких как зрительная и слуховая, а также не изменился темп готовности к школьному обучению. Зато радикально стали психологические характеристики.

Сегодня у каждого второго ребенка в саду в личном деле стоит ТНР – тяжелое нарушение речи. И в школу приходит всё большее количество детей с несформированной речью. Второй особенностью современных дошколят можно назвать низкую двигательную подготовленность, а также моторную неловкость – дети мало двигаются и мало разговаривают.

Причиной являются не только гаджеты, которые ограничивают и речевое, и двигательное развитие ребенка, но и общий недостаток движений. За счет усиленных занятий с репетиторами, у дошкольников не остается свободного времени на подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.

Методики устарели!


Знания о развитии и функционировании мозга ребенка, а также о формировании базовых навыков во время обучения получают новое представление сегодня. Однако эти представления не доходят до школьных учителей, и те продолжают учить детей старыми техниками и методиками вместе с тем предъявляя новые требования, более сложные.

Если полсотни лет назад в течении всей начальной школы ребенка учили писать, а букварь осваивался в течении первого класса, то сегодня на научение ребенка чтению и письму отводится всего два месяца в первом классе. А ведь это колоссальные когнитивные навыки, требующие огромных усилий от маленького человека.

Вполне возможно научить ребенка читать и писать, однако, по сути, он не научится ни тому, ни другому. Этому можно обучить и попугая. Ребенок будет шевелить губами, не понимая ни слова из прочитанного.

Чему не учат учителей?

Сегодня в учебных программах педагогических вузов не найти курсов возрастной физиологии или психофизиологии. К тому же, в школах сейчас вводят инклюзию – ещё большую нагрузку для учителей, которую они просто не в силах вытянуть без знаний особенностей развития этих детей. Педагогу важно знать, что из себя представляют современные нормы, а также отклонения и дефициты в развитии. Только так учителя смогут помочь таким детям учиться и усваивать знания. Школьная программа говорит о том, что должен изучать и знать ребенок, но совершенно не говорит как. Это должен знать и уметь сам педагог.

Тем не менее, педагоги ощущают нехватку подобных знаний, но без доказанных и проверенных источников информации, пользуются различными нейромифами, по типу разделения детей на визуалов и аудиалов, или предлагая физические упражнения для правого или для левого полушария в течении урока. Такие мифы безобидны, но есть и более опасные примеры.

Например, популярный у педагогов и родителей миф о том, что «после 3х уже поздно», который заставляет молодых родителей записывать маленьких детей, даже не ставших дошкольниками, на тысячу и один кружок и секцию, чтобы развить то, до чего когнитивные навыки ребенка просто не сформированы ещё.

Учить детей писать или печатать?


Как часто сегодня люди пользуются письмом от руки? Всё чаще приходится печатать, будь то отчеты, списки покупок, научные работы и даже книги. Во многих странах мира уже начинают обучение письму с клавиатурного письма. Конечно, оно остается вторичным, поскольку письмо ручкой позволяет мозгу быстрее запомнить очертания буквы, правильно её воспринимать в дальнейшем.

При этом научить печатать ребенка можно научить ещё до школы и это никак не повлияет на развитие ребенка, вы просто впустую потратите силы и время. Куда полезнее развить у ребенка навыки устной речи и письменной, чего в современных школах почти нет.

Многие родители, тем не менее, продолжают настаивать на том, что десятипальцевый ввод является куда более полезным и необходимым для современного ребенка.

Но ребенок 6,5-7 лет просто не в состоянии освоить такую систему, поскольку она требует колоссального внимания и регуляции, умения организовывать собственную деятельность. В то же время разрывное письмо, не курсив, позволяет ребенку писать более осознанно, отмечая каждую букву, слог и слово.

 
Сегодня в СМИ