О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Рецензия на фильм "Суд над чикагской семеркой" (The Trial of the Chicago 7) 2020

 



В преддверии церемонии Оскара я, конечно, пытался осилить список номинантов, и, естественно, не преуспел в этом занятии. Нет у меня нынче столько времени, к сожалению. Тем не менее новый фильм Аарона Соркина я хотел посмотреть в первую очередь, так что для него я всё таки выделил пару часов.


В 1968 году несколько студентов во главе с Томом Хейденом и Ренни Дэвисом отправляются в Чикаго, чтобы устроить мирный протест против войны во Вьетнаме во время съезда Демократической партии США. Йиппи Эбби Хоффман и Джерри Рубин были намерены действовать более агрессивно. Семьянин и организатор демонстраций Дэвид Деллинджер убеждал жену и сына, что ничего опасного с ним в Чикаго не произойдёт, а лидер "Чёрных Пантер" Бобби Сил вообще собирался заскочить в Чикаго на пару часов, чтобы произнести речь с трибуны.
Однако события развернулись самым печальным образом - массовые столкновения с полицией, десятки и сотни пострадавших, и многомесячный суд над "зачинщиками", который должен был стать показательно-надзирательным, а стал показательно-политически-издевательским.


Соркин бросается с места в карьер и закидывает зрителя расстановкой сил, представляя каждого персонажа коротким и малоинформативным титром. После этого нас подкармливают затравкой, как злые политики хотят сослаться на свежий закон и осудить пачку озвученных личностей руками адвокатов Ричарда Шульца и Томаса Форана. И после этих коротких молниеносных сцен зрителя наконец закидывают в зал суда, чтобы обстоятельно продемонстрировать ход заседания. Следом действие регулярно прерывается на флешбеки к злополучным протестам, с помощью которых Соркин комментирует происходящее и добавляет упущенные ранее детали. Из мест действия остаются разве что зал суда и ещё пара комнат, в которых подследственные личности дискутируют в свободное от следствия время. Но даже при таком раскладе следить за историей крайне любопытно. В фирменной манере пулемётной очереди зрителя закидывают фактами, именами и событиями, от которых, тем не менее, голова кругом не идёт, а даже наоборот - всё происходящее раскладывается по полочкам.


Проблема сценария заключается только в его актуальности. Весь сюжет повествует о противостоянии простого люда и политической системы, и весь посыл фильма сводится к тому, что ты можешь сколько угодно сопротивляться и протестовать, делать максимум шума и устраивать беспорядки, но в глазах системы ты всё равно останешься незначительной песчинкой, которая затеряется в общей массе, стоит расфокусировать взгляд. Даже если ты попрёшь против системы, она тебя пережуёт и выплюнет - может ещё крякнет в процессе, но перевернуть её с ног на голову у тебя всё равно не удастся. Складывается ощущение, что сценарий писался с постоянной оглядкой на современные события, а потому весомость заложенных мыслей ощущается зависшей в вакууме. Это не тот тип фильма, который хочется долго и обстоятельно мусолить в мозгу и размышлять об озвученных и смежных событиях. Картина получилась крайне стерильной и беззубой, если смотреть на неё с общей перспективы и это расстраивает сильнее всего.


Аарон Соркин не только написал сценарий, но и сам выступил его режиссёром. Здесь он выступает в этом амплуа гораздо лучше, чем в своём дебютном режиссёрском фильме "Большая игра". За происходящим крайне интересно следить - динамика разговоров не отпускает зрителя ни на минуту и постоянно подкидывает интересные ситуации и трактовки. Кроме того динамика и напряжение достигаются за счёт открытого противостояния системы в лице судьи и подсудимых, которые постоянно перебивают друг друга.
Однако манера съёмки оказывается крайне стандартной - складывается ощущение, что ты смотришь документалку (и регулярные вставки кинохроники усиливают впечатление), а не полноценный художественный фильм. Всё таки хочется большей изобретательности в постановке кадра и в визуальном стиле, но увы - не в этот раз.


Марк Райлэнс, сыгравший адвоката Уильяма Канслера, сначала выглядит серой и незаметной фигурой, но чем дальше развивается процесс, чем крепче и уверенней выглядит его персонаж в мешковатом костюме, раз за разом огребающий "неуважение к суду".
Эдди Редмэйн в роли Тома Хейдена играет очень ровно и спокойно, а взрыв эмоций он выдаёт строго по сюжетному расписанию. В плане темперамента подбор актёра крайне удачный.


Уж насколько я не люблю Сашу Барон Коэна, но его версия йиппи-стэндапера Эбби Хоффмана становится на редкость выразительной комедийной отдушиной для всего процесса. Именно юмор Хоффмана разряжает обстановку по поводу и без, создавая удобный контраст, благодаря которому демонстрируется вся абсурдность ситуации.


Фрэнку Ланджелле просто потрясающе далась роль судьи Юлиуса Хоффмана, в которой он прекрасно балансирует на грани некомпетентности и чистого зла, которое во всех смыслах нависает над окружающими его героями.


Джозефа Гордона-Левита в образе адвоката Ричарда Шульца я даже не сразу узнал. До самых финальных титров я даже сомневался, он ли это и ещё какой-то похожий на него актёр. Дело то ли в толстых очках, то ли сам Джозеф отъелся и слегка округлился, потеряв острые черты лица.


А вот Майкл Китон, сыгравший Рамси Кларка - это отдельная вишенка на торте. У Майкла в фильме буквально две сцены на весь фильм, но в каждой из них он одной ухмылкой уделывает любого из окружающих в харизме и обаянии. Он мгновенно становится центром действия и оттягивает внимание на себя словно взбесившийся магнит.

Актёрский состав - несомненное достоинство фильма. Каждый участник на своём месте и ярко сияет в каждом отдельно-взятом кардре. Сценарий Соркина попросту не предполагает слабых диалогов, поэтому каждая реплика здесь блестит на манер свежеотчеканенной монеты. Только ради отличной актёрской игры на фильм стоит потратить время. Однако эта самая чёткость и отточенность диалогов играет с фильмом злую шутку. Здесь просто нет места для запинки или неуверенности - все персонажи говорят и действуют излишне отрепетированно. Соркин-режиссёр попросту не позволяет актёрам развернуться и выйти за рамки строгого сценария Соркина-сценариста, поэтому фильм выглядит крайне вылизанным и стерильным.


"Суд над чикагской семеркой" на редкость занимательная судебная драма, которая смотрится на одном дыхании благодаря роскошному актёрскому составу и фирменному стилю пулемётных диалогов Соркина. Однако в тоже время, фильм получился слишком стерильным и излишне "актуальным", чтобы представлять из себя что-то значительное.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Комедия братьев Коэнов про похищение младенца
Киберпанк FMV-квест про частного детектива с амнезией
Мини-сериал про белую девочку из чёрной семьи и расследование дела о Чёрном Георгине
Ирландская сказка про волкоходов
Боевик про спасение мальчика из осаждённого города
Два сезона сериала про наёмного убийцу, ставшего актёром
Кооперативный симулятор кухни
Мультфильм про судьбоносный день джазового музыканта
Новогодняя комедия про орущих друг на друга друзей
Слэшер про ведьмочку в костюме из волос
Мини-сериал про студента и его адвоката
Роман про заключённого в ожидании дня казни
Культовый фильм про Чувака и боулинг
Лирическая европейская комедия про учителей и алкогольный эксперимент
Байопик про шахматный матч Бобби Фишера и Бориса Спасского


Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ