О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

«Понедельник начинается в субботу». Почему вам стоит прочитать эту повесть

 


Это мой эксперимент в жанре «обзор книги», так что, как когда-то было популярно писать, «не судите строго».
Я задумывал написать этот пост много лет назад (не меньше 10). Впоследствии идея забылась и затерялась где-то в пыльном углу «мозгового чердака». Но один фильм 2020 года ее внезапно оживил.  И у меня есть для вас одно слово. Нет, четыре слова: «Понедельник начинается в субботу». Эти слова откроют правильные двери. И неправильные тоже… Хотя нет, неправильные не откроют, только правильные.

Родилась мысль мысль обзора книги после того, как от двух разных друзей я услышал фразу: «Понедельник начинается в субботу» - это же по ней сняты «Чародеи»?» Детскость культового новогоднего фильма отпугивала их от прочтения «оригинала». Как хорошо, что мне удалось донести до них, что связи между этими произведениями нет практически никакой. Это как говорить, что «Гарри Поттер» снят по повести Толкиена «Властелин колец». Ну а что, и там, и там есть гоблины и драконы!
В общем, я захотел сделать краткий пересказ одной из моих любимых отечественных книжек, чтобы заинтересовать тех, кто ее еще не читал. Начну с бесспойлерной части, а затем вкину немного спойлеров.
Итак, «Понедельник начинается в субботу» состоит из трех довольно разных по стилю и духу частей: «Суета вокруг дивана», «Суета сует» и «Всяческая суета». Повествование ведется от имени молодого программиста Александра. Волею судеб он знакомится с двумя сотрудниками НИИ ЧАВО (Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства), ночует в музее этого института и встречает много загадочных вещей вроде говорящих кота, зеркала и щуки, неразменного рубля и исчезающего дивана. При этом ведет себя он как Алиса в стране чудес: то есть немного удивляется чудесам, но в большей степени воспринимает их как должное и даже пытается проводить с ними эксперименты и объяснить с научной точки зрения.
Вот эта часть, пожалуй, больше всего похожа на «Чародеев», где русские народные сказки сталкивались с научным подходом XX века. Наверное, эпизод со скатертью-самобранкой – единственный момент всего фильма, который укладывается в дух повести.
Обрывается первая часть внезапно: герой получает предложение работы в НИИ ЧАВО, соглашается и… проходит несколько месяцев. Нас кратко вводят в курс дела, но не рассказывают, как Александра вводят в курс дела или знакомят с подробностями работы в этом волшебном месте. Все происходит потом, мы узнаем о деталях по разным обрывкам.
Далее резко начинается моя самая любимая часть повести и вообще самый любимый отрывок из произведений Стругацких. Мы знакомимся с НИИ ЧАВО, его особенностями работы и сотрудниками, каждый из которых обладает своим характером и манерой поведения. Самый яркий из них, безусловно, профессор Выбегалло, который пародирует британских ученых за несколько десятков лет до появления концепции «британских ученых» (конечно, он списан с академика Лысенко, но мне захотелось написать про британских ученых, не приставайте!)

Чудеса НИИ ЧАВО преподносятся в виде  обычных элементов быта: герою нужно обесточить на ночь отдел Линейного счастья, вправить палец существу Бриарею, согнать балующихся демонов с Колеса Фортуны и так далее. Особенно мне почему-то нравится фрагмент с Книгой Судеб, я даже позволю себе процитировать небольшой отрывок:

Книга Судеб печаталась петитом на тончайшей рисовой бумаге и содержала в хронологическом порядке более или менее полные данные о 73 619 024 511 человеках разумных. Первый том начинался питекантропом Аыуыхх. («Род. 2 авг. 965 543 г. до н. э., ум. 13 янв. 965 522 г. до н. э. Родители рамапитеки. Жена рамапитек. Дети: самец Ад-Амм, самка Э-Уа. Кочевал с трибой рамапитеков по Араратск. долин. Ел, пил, спал в свое удовольств. Провертел первую дыру в камне. Сожран пещерн. медвед. во время охоты».) Последним в последнем томе регулярного издания, вышедшем в прошлом году, числился Франсиско-Каэтано-Августин-Лусия-и-Мануэль-и-Хосефа-и-Мигель-Лука-Карлос-Педро Тринидад. («Род. 16 июля 1491 г. н. э., ум. 17 июля 1491 г. н. э. Родители: Педро-Карлос-Лука-Мигель-и-Хосефа-и-Мануэль-и-Лусия-Августин-Каэтано-Франсиско Тринидад и Мария Тринидад (см.). Португалец. Анацефал. Кавалер Ордена Святого Духа, полковник гвардии».)

Из выходных данных явствовало, что Книга Судеб выходит тиражом в 1 (один) экземпляр и этот последний том подписан в печать еще во время полетов братьев Монгольфье. Видимо, для того чтобы как-то удовлетворить потребности современников, издательство предприняло публикацию срочных нерегулярных выпусков, в которых значились только годы рождения и годы смерти. В одном из таких выпусков я нашел и свое имя. Однако из-за спешки в эти выпуски вкралась масса опечаток, и я с изумлением узнал, что умру в 1611 году. В восьмитомнике же замеченных опечаток до моей фамилии еще не добрались.
Это же так похоже на нашу жизнь: сперва что-то заполняется с чувством, с толком, с расстановкой, а затем уже «а, лишь бы было». Вспомните фотоальбому, у кого они были. Фотография к фотографии, с подробными подписями… На первых трех страницах. А дальше толстенная пачка фото «потом вклею».
В этой же главе мы знакомимся с довольно загадочными персонажами А-Янусом и У-Янусом, единым в двух лицах директором института. При этом одна из его ипостасей отличается удивительной забывчивостью: постоянно спрашивает, не беседовал ли он с тем или иным сотрудником вчера.
Поначалу этому почти не уделяется внимания, но затем персонаж сыграет ключевую роль в третьей части книги. А вторая опять заканчивается резко и внезапно. Герои проводят испытания очередного безумного проекта профессора Выбегало на полигоне и едва не устраивают большую катастрофу. Всех спасает один из ученых, за что заранее получил похвалу от директора.

Третья часть «Всяческая суета» начинается тоже довольно легко: Стругацкие высмеивают жанр научной фантастики с помощью экспериментальной машины времени, которая переносит героя в различные точки «прогнозируемого будущего».
Ну а затем происходит смерть зеленого говорящего попугая, которая в результате объясняет загадку Тунгусского метеорита. И сейчас мы начинаем спойлерную часть этого поста.
Но перед тем, как начать, я все же настоятельно рекомендую вам прочитать эту книгу – она небольшая, читается легко, в ней вы не найдете 20 страниц описания природы, 10 страниц на французском языке (с еще 10 страницами перевода) и даже не встретите 150 страниц страданий о русской душе и тяготах маленького человека. Более того, я почти гарантирую: после первых двух глав вас уже будет за уши не отодрать от книги. По крайней мере, два друга из начала поста, прочитали ее залпом после моих рекомендаций и остались в полном восторге.
А ТУТ ПОЙДУТ СПОЙЛЕРЫ И НЕ ГОВОРИТЕ, ЧТО Я ВАС НЕ ПРЕДУПРЕДИЛ

Надеюсь, сейчас со мной остались только те, кто читал «Понедельник начинается в субботу» и просто хотят сравнить впечатления. Так что без лишних слов – контрамоция!
Да, те, кто читал «Понедельник начинается в субботу», наверняка поняли, что вдохновил меня на пост фильм «Довод». Я не знаю, использовал ли Нолан идеи советских братьев-фантастов в своем свежем фильме, но мне в любом случае было приятно.
Хотя да, у Стругацких реверс времени прерывистый, а у Нолана непрерывный.
Сказать, что я был в восторге, ничего не сказать. Начавшись как детская сказка для выросших детей, книга продолжилась увлекательным иронично-приключенческим повествованием, а закончилась едва ли не философской притчей о несчастном человеке, знающем все наперед.
И третья часть «Понедельника» заканчивается еще более обрывочно, чем первые две. Как будто авторы просто не знали, что делать со свалившейся на головы читателей информацией. Не смогли объяснить характер и природу контрамоции, наоставляли кучу вопросов (некоторые из которых герои сами задают на страницах книги) и попросту попрощались и даже не сделали продолжения («Сказку о Тройке» я не считаю, все же это отдельная история). И это, пожалуй, самая разочаровывающая часть книги: то, что она закончилась. Я так и не узнаю, как и зачем Янус решил обратить себя и попугая вспять во времени, какие еще события происходили с героями, как сложилась судьба главного героя.


КОНЕЦ СПОЙЛЕРНОЙ ЧАСТИ.
«Понедельник начинается в субботу» с огромным отрывом занимает первое место в списке книг, экранизации которых я хочу увидеть. Он как ни одно советское произведение заслуживает переноса на экран, особенно сейчас, с современными графониевыми возможностями и на фоне хайпового голливудского фильма. Что там с авторскими правами, давайте уже экранизировать Стругацких нормально! Не снимать наивную детскую сказочку с классными песнями и высосанным из пальца конфликтом, не насиловать зрителя тягучим несмотрибельным артхаусом с десятиминутной поездкой на вагонетке, не снимать взрывы и пострелушки ради взрывов и пострелушек, массаракш!

P.S. Пишите в комментариях: а читали ли «Понедельник начинается в субботу» вы? Если нет, удалось ли мне вас заинтересовать? А если да, то любите ли вы его так же сильно, как я?

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ