![]() |
О проекте | | Редакция | | Контакты | | Авторам | | Правила | | RSS | | Все обо всем | |
Последний перформанс Казимира Малевича
15 мая 1935 года в Ленинграде не стало русского художника-авангардиста Казимира Малевича, которому на тот момент было 56 лет. Как завещал основоположник абстракционизма, его похороны были наполнены супрематической символикой. ![]() Казимир Северинович Малевич - художник, график, педагог, теоретик искусства, философ. Его творчество занимает особое место в истории мирового искусства. Созданный им супрематизм - не просто геометрически абстрактный вариант беспредметности, но и суперстиль, оказавший мощное воздействие на современные искусство, архитектуру и дизайн, и самобытная философия, своего рода «религия без культа». Малевич разработал собственный уникальный метод преподавания искусства и оставил после себя учеников. Он не служил никакому государственному строю и никакой идее, кроме творчества, и потому закончил жизнь в бедности и невостребованности. «Я - идеалист, и совершенно напрасно раскритиковали лозунг «искусство для искусства»», - заявлял Малевич. «Обряды занимали в жизни Малевича довольно-таки большое место, при том что он о них почти до конца жизни не рассуждал, - пишет в книге «Малевич» петербургский поэт, писатель и переводчик Ксения Букша («ЖЗЛ – Малая серия», издательство «Молодая гвардия», 2013 г.). - Известно, что у него была религиозная семья, он был крещён, венчан, крещены были дети (хотя и не при рождении). «А может, я буду патриарх какой-нибудь новой религии?» — говорил он Клюну (Иван Клюн, художник - С.И.) в молодости. Авангард был склонен выдумывать свои обряды: на обитой железными листами машине хоронили Маяковского, сопроводив его конструктивистским венком с болтами и гайками; за гробом Ольги Розановой (Ольга Розанова – живописец, график, одна из крупнейших представительниц русского авангарда – С.И.) Малевич нёс чёрное «анархическое» знамя; в 1924-м он размышлял о похоронах Ленина в Мавзолее, осмысливая новую обрядность и не вполне принимая её. Наконец, в 1929 году ранняя смерть Ильи Чашника (советский художник, дизайнер; один из двух, с Николаем Суетиным, ближайших учеников Казимира Малевича; последовательный супрематист – С.И.) вызвала к жизни первый супрематический похоронный обряд с белым кубом, утверждающим спокойное таинство смерти в противовес житейскому чувству скорби и тоски». В последние годы Казимир Северинович много размышлял о смерти и обрядах. Ещё до болезни говорил жене и Ивану Клюну, что хочет быть похоронен между Барвихой и Немчиновкой (у тестя Казимира Малевича, Михаила Рафаловича, в Немчиновке была дача) и Клюна приглашал после смерти тоже лечь рядом с ним. «Клюн вспоминает элегический разговор между ними в 1933 году, когда Малевич сказал ему, что они в последний раз гуляют здесь вместе (он ещё болен не был), - пишет Ксения Букша. - Клюн возразил, что Барвиха и весь берег реки объявлены закрытой зоной, там строится санаторий Совмина. Тогда Малевич точно указал на тот самый дуб, под которым он хотел бы лежать».В декабре 1933 года уже больной Казимир Малевич пишет завещание: «Прошу предать кремации моё тело в Москве, не откажите мне в этом. А урну хоронить на Барвихе по указанию места Ив. Вас. Клюном и моим братом и художником Суетиным, по его модели соорудите колонку, в которой будет стоять пустая урна». «Колонка — это вертикальный архитектон, пустая урна — значит без пепла, без предмета, без него самого. В сущности, это не могила, а мемориал, памятник духу, - поясняет в своей книге «Малевич» Ксения Букша. - Других завещаний и указаний Малевича на сценарий похорон и форму гроба не было. Рождественский говорил, что у Казимира Севериновича как-то, ещё задолго до болезни, был с ним разговор о смерти, но не о его смерти, а о смерти вообще. «Как следует хоронить?» — задался вопросом Казимир. И с карандашом в руках, иллюстрируя свою мысль быстрыми пометками, как он обычно это делал, разъяснил: всё живое поднимается вверх, растёт, а умирая — падает. Значит, мёртвый человек должен лежать на земле раскинув руки, лицом вверх, к небу. Он как будто обнимает Вселенную, обнимает весь мир, и одновременно — принимает форму креста. Вот так и надо хоронить, и желательно сделать крестообразный гроб. Объясняя это, Малевич сделал маленький рисунок. Но во время болезни он о смерти с учениками не говорил и никаких проектов собственных похорон не строил. Так что формально никакого завещания не было».Когда Казимир Малевич умер, а Иван Клюн утверждал, что еще накануне его смерти, Николай Суетин и Константин Рождественский (советский и российский художник-супрематист, график) нарисовали проект гроба и отнесли его в столярную мастерскую. Столяр упростил проект, так как не мог сделать все сложные супрематические профили. ![]() Гражданская панихида прошла в квартире. Тело забальзамировали и сняли маску, затем перенесли в большую комнату, где висели картины. Гроб поставили головою к «Чёрному квадрату», рядом с гробом были неоконченная картина, палитра с кистями и красками, к раме прикололи фотографию покойного. Играла музыка, концерт длился больше часа. На следующий день гроб понесли в Союз художников. «Когда выносили по узкой лесенке, пришлось вынуть тело, потому что гроб было негде развернуть и пришлось ставить его вертикально, - рассказывает Ксения Сергеевна Букша в своей книге. - В Союзе художников гроб простоял, по обычаю, три дня. Венков было много, некоторые — анонимные. Произносили речи, всё справедливые — что был покойный хорошим художником, исключительно талантливым и работоспособным, что имел он огромное значение не только для советского, но и для мирового искусства, что был недооценён и вследствие того ему приходилось бедствовать. (…) Хармс прочитал стихи, посвящённые покойному, и затем положил их в гроб».18 мая тело Малевича вынесли для отъезда в Москву. Процессия медленно прошла по Невскому к Московскому вокзалу. Укреплённый гроб стоял на грузовике, обтянутом красной тканью, борта были откинуты, закрытый гроб со всех сторон виден. Хоронили без оркестра. Машину в супрематическом стиле расписал Суетин — красный, чёрный, зелёный цвета. К бамперу спереди была прикреплена картина «Чёрный квадрат». Перед машиной несли множество венков, за гробом шла толпа народу. Многие присоединялись к процессии, поражались, спрашивали, что это такое, кого хоронят. На вокзале гроб сняли с машины и поместили в товарный вагон, чтобы везти в Москву. На вагоне был также нарисован чёрный квадрат. Родственники ехали отдельно, в мягком вагоне. Малевич завещал сжечь его недавно построенном крематории, находившемся возле Донского монастыря. Урну с пеплом 21 мая захоронили в Немчиновке. Из художников на церемонии присутствовали Иван Клюн, Вера Мухина, Надежда Удальцова и Александр Древин, Борис и Мария Эндеры, Владимир Татлин и др. Выкопали неглубокую, меньше метра яму, зацементировали, залив несколькими вёдрами раствора, и засыпали землёй. Над ней установили деревянный куб, сделанный Суетиным. На одной из сторон изобразили чёрный квадрат, а на дубе прибили доску со словами: «Здесь погребен прах великого художника К.С. Малевича (1878—1935)». На ветвях дуба развесили венки. Вскоре куб стал разрушаться. Планировалось поставить памятник по проекту Суетина (колонну-архитектон), но этого сделать так и не удалось. Потом началась война. На дубе располагался пункт оповещения о налётах на Москву немецкой авиации. Однажды, играя под дубом, деревенские дети откопали урну с прахом Малевича и разорили её, но ничего ценного не нашли. В 1942 году в дуб попала молния, и он сгорел, но остатки его простояли до 1960-х годов. В 1944 году, приехав в Немчиновку, Уна (дочь Казимира Малевича) нашла на могиле отца только пень. Она взяла немного земли и закопала на могиле матери, Софьи Михайловны, на кладбище в Ромашкове. Позже, в 1980-х годах, Уна вместе с племянницей Софьи Михайловны Галиной Жарковой установили на погосте плиту с именем. В конце 1950-х годах площадь полей была расширена, дуб окончательно выкорчевали, и всё, что осталось от могилы, тоже выбрали из земли. Теперь на месте могилы были поля, которые распахивались и засеивались. В 1988 году Дмитрий Лихачёв и Константин Рождественский установили примерно в двух километрах от места захоронения, уже на территории посёлка, белый бетонный куб с красным квадратом на одной из сторон. ![]() ![]() Однако события развивались иначе: рядом с могилой Малевича вырос посёлок из жилых домов. После серии публикаций и долгой борьбы внимание к проблеме было привлечено. Пока мечты о достойном Малевича мемориале остаются мечтами. В НП «Немчиновка и Малевич» хотят воплотить в жизнь не только масштабный проект мемориала, но и культурно-туристический центр. «Из самых оптимистичных, благостных мечтаний: сделать могилу чуть в стороне, а рядом возвести высокий, выше зданий посёлка, архитектон, а в нём — Музей авангарда, - делится своими мыслями Ксения Сергеевна. - Конечно, настоящих картин Малевича для этого музея никто не даст, но можно крутить на специальных экранах клипы в «3D», сопровождая их лекциями о каждом периоде творчества Казимира и других художников его круга, а также выставлять картины художников-наследников Малевича. (…) Наверху поставить телескоп, чтобы в духе Малевича посмотреть на Юпитер и вообще космос. Мечта хорошая, беспредметная, дай-то Бог...».Уже есть несколько эскизов и архитектона, и обустройства мемориала. |
|