О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Абсолютная музыка

 


Прочел книгу Марка Бондса "Абсолютная музыка" в переводе Артёма Рондарёва и хочу поделиться мыслями. Абсолютная музыка (кавычки не ставлю) - это музыка без "программы", не обременённая никаким "прикладным" использованием, не связанная с особенностями конкретного жизненного уклада, с национальными, социальными, религиозными и прочими традициями, музыка, воздействие на слушателя которой достигается исключительно за счет собственно музыкальных средств.

Такой музыки, как ни странно, в мире не так уж много. Расцвет её пришёлся на эпоху становления и развития европейского симфонизма, сопровождавшегося формированием таких музыкальных форм, как симфония, концерт, соната и т.д. (хотя и те часто обременяются "программой").

Читая книгу, вспомнил о жёсткой дискуссии, развернувшейся в своё время между Георгием Васильевичем Свиридовым и композиторами-симфонистами во главе с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем (оба композитора в числе моих любимых). В чём заключался нерв дискуссии? Свиридов активно отстаивал мысль о том, что симфоническая музыка, особенно та, что основывается на гармонических экспериментах ХХ века, вредна для народа, так как по своей сути является космополитической, то есть антинациональной. Занимая непропорциональное место в национальной культуре, она "отвлекает" композиторов и слушателей от музыки "настоящей", приближенной к народу, к которой композитор, в частности, относил произведения для хора, песни, романсы и другую музыку, тесно связанную с национальной традицией.

Интересующихся отсылаю к дневникам Георгия Свиридова (книга "Музыка как судьба"). Как я теперь вижу, на самом деле спор между мастерами искусства шёл о месте абсолютной музыки в культуре вообще и в национальной культуре, в частности.

Что же изменилось за два с половиной десятка лет, прошедших с тех времён? На мой взгляд, вот что.

Абсолютная симфоническая музыка, за исключением нескольких десятков общепризнанных хитов, стала уделом сугубо профессионалов, да ещё горстки слушателей - эстетов. Формотворчество практически иссякло, серьёзных новаций нет. Появление новых (электронных) инструментов не стимулировало её развитие, не стало тем толчком, каковым в своё время стало изобретение фортепиано.

Печальный пример. У скончавшегося недавно композитора Сергея Слонимского - девятнадцать симфоний (кто-нибудь их слышал?) и много другой музыки, а в сообщениях о смерти мастера говорилось, что умер автор песни "У кошки четыре ноги" из кинофильма Республика Шкид". Таково место и таков удел абсолютной симфонической музыки в современном мире. Об этом ли мечтал Георгий Свиридов?

Под симфонической музыкой теперь понимают, в лучшем случае, пьесы Эннио Морриконе или Нино Рота, а в основном - простенькую последовательность аккордов, исполняемых на синтезаторе, неплохо имитирующем драматичное звучание симфонического оркестра, которую мы можем слушать в современном кино и в компьютерных играх.

То же можно сказать и про хоровую музыку, которая (за исключением церковных песнопений исполняющихся на службах) превратилась в жанр абсолютной музыки для профессионалов и эстетов 60+.

Песни и другие "народные" жанры остались на своём месте, но их в повседневном укладе потеснили новые формы абсолютной музыки, типа "упс-упс", не имеющей начала и конца. Молодёжь в массе своей утратила способность воспринимать (дослушивать) музыкальные произведения, обладающие внутренним движением и завершённостью, то есть имеющие вступление, развитие, кульминацию и коду.

Скорость, дискретность, раздробленность сегодняшней жизни и развитие технических средств диктуют потребность в музыке орнаментного типа, которую можно начать слушать с любого места и в любом месте остановить. Этот продукт не предназначен для усвоения и накопления в организме, его нужно потреблять непрерывно, в фоновом режиме.

В прочитанной книге автор ограничился анализом классической музыки, не затронув смежные направления, такие как джаз, не говоря уж об электронной музыке. А если и есть какое-то развитие, то оно - там. Что будет с абсолютной музыкой дальше, узнают и прочувствуют уже дети и внуки.

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ