О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Подарки от руководителя. Причина, из-за которой нельзя их принимать

 


Хорошее настроение, которое может продержаться весь день, радость и счастье, когда кто-то неожиданно преподнес презент. Открытка, шоколадка или что-то нужное и полезное – не важно. Подарок – это всегда приятно. Ну кто готов добровольно отказаться?

Многие уверены, что подарок – это знак внимания и хорошего расположения. Со всех сторон звучат советы дарить подарки всем без разбора, чтобы создать благоприятное о себе впечатление и завести дружеские (или не только) отношения.

Но если в личном общении между обычными людьми все может быть и так, как написано выше, то между руководителем и подчиненным ситуация иная. Получать подарки от руководителя опасно и может иметь далеко идущие последствия. И речь сейчас не о коррупции. 

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Дело в том, что в бизнесе и управлении персоналом никто и никогда не дарит подарки просто так. Запомните: никто и никогда! Это психологическая уловка с далеко идущими последствиями, а никак не признак хорошего отношения и щедрости.

Нужны примеры? Хорошо. Жевательная резинка в счете после ужина в ресторане. Думаете, что это забота о клиентах? Нет. Не угадали. Это попытка заставить клиента оставить больше чаевых. Конфетки на стойках обслуживания в банках и офисах компаний также не созданы для удобства клиентов. Сладкое оказывает положительное влияние на настроение и велик шанс, что клиент под воздействием конфет согласится на большее количество услуг, чем изначально планировал получить.

В психологии это называется принципом взаимного обмена. Одним из его популяризаторов был в свое время Дейл Карнеги, практически в каждом своем труде пропагандировавший правило: сначала дай, потом получи в ответ. Но не Карнеги является его изобретателем. На самом деле многие правители и не только со времен основания мира использовали этот принцип.

Принцип взаимного обмена – это универсальный принцип уступчивости. Другими словами: он действует практически всегда и везде. И самое интересное: мы крайне редко его замечаем. 

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Принцип взаимного обмена заставляет нас чувствовать обязанными тому, кто преподнес нам что-либо. Угостили конфеткой? Нужно угостить в ответ. Пригласили на чай? Нужно пригласить в ответ. И так далее до бесконечности. 

Самое неприятное в этом принципе – это неравноценный обмен. Сегодня нас угостили шоколадкой, а завтра попросят об услуге, которая стоит намного дороже. И отказать будет сложно, ведь внезапное угощение оставило приятные воспоминания и эмоции. Мы внутренне чувствуем себя обязанными теперь этому человеку. 

Руководитель, делая подарки подчиненным, чаще всего исходит из этого же принципа. Угощает коллектив фруктами, сладостями, обедами или чем-то еще. Привозит сувениры и милые побрякушки из поездок. Подчиненные радуются. За спиной или в лицо восхищаются щедростью руководителя. Идиллия, за которой следует расплата.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Как можно отказать в просьбе такого замечательного начальника задержаться после работы или выйти в свой законный выходной? Он же такой хороший! Любит, заботится, кормит, сувениры дарит. 

Вот он неравноценный обмен в действии: работа в выходной за шоколадку или брелочек. И чем чаще сотрудникам вручаются сувениры и сладости, тем более обязанными они себя чувствуют. 

Еще это приводит к тому, что покинуть такого руководителя сотрудники не в силах, потому что внутренне чувствуют, что не все магнитики и печеньки отработали. Условия труда становятся невыносимы, заработная плата не менялась за последнее десятилетие, а сотрудники все на месте. Отрабатывают подарки.

Противостоять такому давлению со стороны руководителя можно тогда, когда приходит понимание истинных его мотивов. Работа в выходной стоит дороже. Переработки должны оплачиваться. А подарки никто не просил. Это его добрая воля. Вы ему ничего не должны.


Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ