![]() |
О проекте | | Редакция | | Контакты | | Авторам | | Правила | | RSS | | Все обо всем | |
Красота по-советски
Друзья, я вот о чем подумала: не открыть ли мне музей красоты по-советски? А что? Экспонаты у меня есть, а время выдавать на входе тапочки (посетителям) я как-нибудь отыщу. Если Александр Васильев открыл Музей курортной моды, в котором половина коллекции совпадает с вещами из маминых кладовок, то почему бы и мне не последовать его примеру? Конечно, эта идея требует осмысления и вряд ли (да стопроцентно вряд ли!) будет реализована, но появилась она неслучайно. Дело в том, что моя мама, зная, как я люблю организовывать пространство, дала мне полный карт-бланш на реорганизацию ее закромов. Мол, пока она наслаждается курортной жизнью, я могу делать в ее московской квартире, что хочу. Она так и сказала: распоряжайся вещами по своему усмотрению. Это, разумеется, не означает, что я должна сгрести всё в кучу и сдать в утиль, но право на инвентаризацию с последующей утилизацией мне дано. На самом деле, мама знает, как я уважаю наше прошлое, поэтому ничем не рискует. Я больше склонна к актуализации, чем к утилизации, поскольку хлама у мамы (почти) нет, а раритетные вещицы советского периода, которые никоим образом не попадают в категорию антиквариата, но полностью вписываются в группу «винтаж», не только добротны, но и приятны. Я уже актуализировала золотые серьги с жемчугом, которые мама носила в 1970-е годы, и колечко с зеленым камушком. На очереди – сережки с маленькими рубиновыми вставками и бусы из трех жемчужных нитей. Однако если уж создавать экспозицию, то не только ювелирных изделий советского периода, но и косметики. Вот уж где есть, на что поглазеть. И сегодня я хочу порепетировать – показать вам наш «музей» без приглашения надеть тапочки. Итак, устраивайтесь поудобнее: сейчас я представлю содержимое одной обувной коробки, в которую лет двадцать пять назад мама сложила то, что лежало в ее туалетном столике, и чем она перестала пользоваться. Далее коробка была отнесена в кладовую, на задворках которой пролежала почти четверть века, откуда и была извлечена на днях. В ней не просто дамские вещицы, но живая, сохранившаяся в исходном виде красота по-советски. Условно содержимое коробки можно разделить на три части: духи, декоративная косметика, украшения. Удивительно, но после продолжительной разлуки я отлично помню каждую вещь! Помню не только особенности внешнего вида, но и запах, и то, как, будучи девочкой, я с трепетом прикасалась к этим предметам, олицетворявшим настоящее женское счастье, и мечтала скорее стать взрослой. Итак, первая часть – декоративная косметика (всё не покажу, иначе вы потом не придете в музей). Несмотря на тотальный дефицит, в туалетных столиках советских модниц имелась и импортная косметика, и товары совместного производства. Вот, например, чем пользовалась или собиралась пользоваться мама. Сначала рассмотрим импорт, затем – отечественные изделия. ![]() Судя по тексту, набор теней и румян выпущен в феврале 1979 года в польском городе Прушкове (Pruszków). Это уютный городок, чем-то похожий на Зеленоградск. Соцлагерь, но все-таки заграница. Набор от английской торговой марки Constance Carroll, к которому мама даже не прикоснулась (наверно, берегла для особо важных случаев, как и двухцветные румяна) – детище 1980-х. Удивительно, но, несмотря на почтенный возраст, пахнут они как свежие. Отечественная продукция от «Новой зари» и «Союзпарфюмерпрома» тоже отлично сохранилась. Эх, будь я посмелей, навела бы сейчас красоту! ![]() Наверняка, вы обратили внимание на упоминание Москвы и Парижа. Оно носит скорее рекламный характер, чем указывает на коллаборацию. Дело в том, что с 1970-х годов отечественные парфюмеры активно закупали европейские ингредиенты (преимущественно сложносоставные композиции) и, добавляя к ним другие душистые вещества, создавали оригинальные ароматы, которые перекликались с мировыми трендами. Отсюда и упоминание столицы Франции. Внутри компактной пудры «Елена» остался нетронутым не только основной, но и запасной блок. На обороте указана цена – 8 рублей. ![]() Замысловато раскладывающийся набор косметики был выпущен «Союзпарфюмерпромом» - Всесоюзным объединением парфюмерно-косметической и эфирно-масличной промышленности, фактически объединявшим фабрики «Северное сияние», «Новая заря» и «Дзинтарс». Состав набора способен полностью удовлетворить потребность советской женщины в декоративной косметике, но так и остался новым. ![]() Судя по всему, мама предпочитала не наборы, а отдельные предметы: тушь, тени, помаду, пудру, карандаши. Одна из пудрениц и сегодня выглядит не только фундаментально, но и симпатично. Пудры в ней осталось мало, но на десяток торжественных выходов хватит. ![]() Центральным экспонатом музея я предлагаю сделать Ее Величество Тушь Для Бровей и Ресниц. Она превращала женский взгляд в роковой или коварный, создавала эффект распахнутых глаз и нещадно щипала роговицу в случае попадания воды. ![]() Состав легендарного продукта был прост: мыло, стеарин, пчелиный воск и сажа. Чтобы накрасить реснички с помощью маленькой щеточки, твердую массу следовало увлажнить. От постоянного увлажнения картонная коробка могла прийти в негодность, и большинство советских женщин перекладывало твердые брусочки туши из непрактичной бумажной упаковки в более надежную, первоначально предназначавшуюся для иных товаров. Так, в нашем музее представлены две жестяные коробочки, которые служили отличным новым хранилищем: от бульонных кубиков и от таблеток «Arterosan», выпускавшихся в 1950-60-е годы. Идеальным вариантов была упаковка от бульонных кубиков Ленинградского мясокомбината. От интенсивного использования стерлось и полное название продукта, и инструкция, размещенная с обратной стороны: залить кубик горячей водой, размешать до растворения, добавить в суп или соус. ![]() Ничего не выбрасывалось и всё шло в дело! Эта вынужденная стратегия может считаться эталонной для современных адептов разумного потребления. Для всякой мелочи типа кисточек и спонджей активно использовались жестяные коробки от сигарет. Раздумываю, что бы в них положить… ![]() В таких боксах удобно хранить шпильки, заколки и разнообразные мелкие инструменты, в том числе складные – популярные в те времена. ![]() Во второй и третий музейные залы мы заглянем завтра, а сегодня я хочу предложить вам простейшую загадку: угадайте, каким образом советские женщины увлажняли тушь для ресниц? Что они делали, чтобы сухое вещество превратилось в красящую субстанцию, пригодную для нанесения на ресницы? View Poll: #2125028 |
|