О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Найди 10 отличий

 


Вообще-то, картинка в шапке к делу отношения не имеет, но если кто-то проявит желание поупражняться — милости прошу)). К Украине тоже не имеет)). Я сегодня про проект «Найди 10 отличий», который я на минувшей неделе, наконец-то, в ЖЖ завершил. И речь в нём шла об опере, точнее о том, как научиться отличать музыку одного периода и/или страны от других. Это было сделано, безусловно, для тех, кто хотел расширить свой кругозор и лучше начать разбираться в бескрайнем мире оперы.

Мы рассмотрели оперы эпохи барокко и бельканто и выяснили, что же отличает от других большую французскую оперу и немецкий музыкальный романтизм. Мне довольно часто писали в комментариях, что, дескать, зачем все эти композиторы — довольно, дескать, Россини, Верди и Доницетти. Или что круче Моцарта в истории музыки ничего не было. Такие заявления свидетельствуют лишь о двух вещах — о незрелости слушателя как оперомана,  не готового ни к Вагнеру, ни к Шостаковичу, ни к Генделю, а также о незрелости чисто культурной — объявлять что-то единственно верным и приемлемым только лишь потому, что это нравится вам и, соответственно, обязано нравиться всем остальным. Всё это, безусловно, чистейшей воды вкусовщина (я люблю борщ, а ты нет), но с музыкой дела обстоят иначе.

Я эту стадию прошёл давным-давно, тоже считая когда-то Вагнера ужасным, а Моцарта и Россини — венцом оперного творения. Но когда в моей жизни случился Рихард Штраус, затянувший в некую прекрасную бездну звуков, отношение и к немецкой опере, и к особенностям звукосложения у Вагнера резко изменилось. А дальше подтянулись и Арнольд Шёнберг, и Курт Вайль, и Альбан Берг, и французы современные заиграли иными красками (Морис Равель, Франсис Пуленк), а уж «Пелеас и Мелизанда» Дебюсси, которая показалась мне невыносимо скучной при первом прослушивании, спустя двадцать лет перевоплотилась в музыкальное чудо, вытащить из которого меня теперь крайне сложно. Вкус к опере приходит с возрастом, а значит, и с опытом. Я двадцать лет сторонился и избегал «Носа» Шостаковича, боясь не понять и не принять его, но, услышав впервые, сразу понял — это моё!

Разумеется, можно всю жизнь оставаться на уровне тритатушек в стиле Россини и Доницетти, однако не стоит забывать и теоретическую составляющую. Доницетти, например, настолько «зазвездил», сочинив свои бессмертные шедевры, что стал попросту халтурить, сочиняя совершенно однотипные, одинаковые оперы, благодаря чему последние его опер 20 либо провалились, либо не имели успеха. Россини вовремя хватило ума остановиться, когда он понял, что сказать в опере ему уже нечего. Причём шёл к этой мысли более десяти лет, трезво оценивая провалы своих опер, сочинённых в молодости. Музыка обоих прекрасна, но не единственна. Открывая для себя разных композиторов из разных эпох, мы развиваемся и узнаём много нового, поскольку музыка не стоит на месте и развивается вместе с историей. А если зациклиться на ком-то одном — это мы уже проходили. Это всё равно, что сказать «Я обожаю Пушкина, и у меня нет телефона или компьютера потому, что во времена Пушкина их не было в принципе».

С оперой так же, как с едой. И не потому, что опера — это вкусно. Вам хочется то сладкого, то солёного, то кислого. С музыкой так же — невозможно слушать/есть всё время одно и тоже, иногда хочется бельканто, иногда барокко, а иногда и экспрессионизма. Иначе рано или поздно настанет эффект «опять ты мне эту икру поставила! Не могу её, проклятую, видеть!».

Я благодарю всех, кто читал и комментировал мои посты цикла «Найди 10 отличий», первый из которых вышел в январе 2021 года. Сегодня ещё раз подборка по ним — всего их четыре. Думаю, будет невредно ещё раз насладиться потрясающей и, главное, разнообразной музыкой.

(c) petrus_paulus

Если музыкальные фрагменты у вас не будут запускаться в связи с возможной блокировкой YouTube в России, используйте VPN.

Подписаться на мой канал об истории и теории оперы можно в YouTube и в RuTube.

 
Сегодня в СМИ