![]() |
О проекте | | Редакция | | Контакты | | Авторам | | Правила | | RSS | |
ТОП-5 причин, почему мы хотели учиться, а наши дети не хотят
Это актуальный вопрос для нашего времени: ощутимый процент школьников не очень стремится к получению новых знаний – у подростков рассеяно внимание, их тяжело заинтересовать. ![]() Учителя и преподаватели изобретают всё новые способы подачи материала, чтобы удержать внимание современных детей и подростков. Но ведь при возникновении такой проблемы справедливо обратиться к родителям: достаточно ли они занимаются дома с ребятами? А может, просто плохо объясняют им важность получения образования? Куда может исчезнуть мотивация учиться?Это дискуссионный вопрос, на который трудно дать однозначный ответ. Мы попробуем разобраться, почему подход к получению образования у современного поколения школьников отличается от предыдущих. На эту тему есть несколько разных точек зрения, обобщив которые мы получим несколько ключевых причин снижения учебной мотивации у школьников: Недоработки учителейСамая популярная причина плохой успеваемости детей. Учителям и раньше доставались осуждающие комментарии по поводу того, что они не стараются делать свою работу – сейчас тенденция усиливается. А ведь в советских школах ситуация была иной: ответственность за плохую успеваемость полностью ложилась на плечи родителей. Их вызывали на разъяснительную беседу, результатом которой становилась более тщательная «слежка» за отпрысками. Авторитет учителя имел бОльшее влияние: если педагоги говорили о необходимости дополнительного контроля ученика со стороны родителей – этой рекомендации следовали без обсуждения. Сейчас взрослые легко могут обесценить слова школьного учителя, списав детскую лень на низкую компетентность преподавателей. Отсутствие стимулаСовременные дети и подростки имеют меньший стимул обучаться, чем то же поколение 90-х. Раньше получать двойки или остаться на второй год считалось стыдным: родителей нерадивого школьника ставили перед фактом неуспеваемости на работе, перед всем трудовым коллективом. А школьный коллектив применял конкретные воспитательные меры: за отстающим учеником закрепляли отличника, заставляющего его учиться до момента, пока успеваемость не повышалась. Сейчас ситуация с двойками другая. Плохие оценки проблематичны для учителя в первую очередь: начиная от возмущенных родителей нерадивого ученика, любящих пригрозить обращениями в какие-нибудь инстанции, и заканчивая оформлением разных бумаг. Документация помогает отследить, что с отстающими учениками материал был проработан. Поступление в университеты на бюджетное место не сильно беспокоит сегодняшних выпускников школ – они знают, что родители могут позволить себе оплатить их обучение. Недостаточно навыковУчиться хорошо наверняка мечтает каждый школьник. Однако все дети обладают разными умениями и навыками, когда приходят в школу, поэтому история с успеваемостью у каждого своя. Кому-то недостает усидчивости, другим требуется время для формулировки правильного ответа. Всё зависит от особенностей психики человека: тип мышления, концентрация, устойчивое внимание, память и не только. Ответственность за развитие этих базовых навыков лежит на плечах родителей – их развивают задолго до школьного обучения. Не хватает базы для обученияСпециалисты отмечают, что перед освоением знаний всегда идет развитие речемыслительного аппарата — это фундамент, на котором формируются новые навыки. Есть смысл приучать детей к живому общению с родителями или ребятами на улице. Многие взрослые увлекаются цифровыми технологиями как удобным способом отвлечь или развлечь ребенка. Потом они удивлены, что малыш не проявляет интереса к познанию мира (или к занятиям в школе)? Развить мышление и речь поможет чтение книг + постоянное общение с живыми людьми. Отсутствие систематического повторенияВ современных образовательных программах дети на каждом уроке рассматривают новую тему, а времени на повторение и закрепление материала не остается. Здесь, как пример, выигрывает советский подход к школьному обучению, где повторение материала было обязательной частью обучения. Так ученики успевали усвоить знания, а как следствие – получить хорошие отметки на ближайшей контрольной. Не исключено, что на текущую ситуацию повлияло общее увеличение темпа жизни – появилась необходимость усваивать новые знания быстрее. Дети не приучены ждать и вкладывать трудМожно сказать, что дети избалованы: вниманием, подарками, праздностью. Быстро получают, что просят, а если им нет – начинают капризничать, манипулировать и... всё равно получают своё. В основном это происходит, потому что родителям так проще: дать или купить вещь с целью остановить крик или истерику. Дети, выросшие на таких условиях, не привыкли прикладывать усилия для получения желаемого, договариваться, преодолевать препятствия, а самое главное – чувствовать радость от обладания! Трудности часто вызывают у них просто отказ. Перегрузка делами и занятиямиСегодняшние родители так организуют день ребенка с момента дошкольного возраста, что нет ни одной свободной минуты, чтобы просто посидеть или поиграть. Многочисленные разнообразные секции или кружки, призванные раскрыть потенциал юного вундеркинда, часто приводят к раннему перегоранию, а затем – к отсутствию мотивации к получению дальнейших знаний. Мы не претендуем на абсолютность этих факторов: есть в российских школах ребята без проблем с интересом к учёбе, которые даже успевают проявлять себя на олимпиадах или других конкурсах. Значит, такой результат – вопрос правильного подхода к образовательному процессу? Что же делать?Для решения вопроса низкой мотивации сперва определите, какой из перечисленных раньше факторов послужил причиной, а после – проработайте ее. Вот проблемы, встречающиеся наиболее часто. У ребенка слишком насыщенный распорядок дняВ наши дни это частое явление. Однако, как бы ни хотелось родителям, расписанный поминутно день не всегда полезен. При насыщенности занятий дети могут быстро устать – так закономерно появляются попытки увильнуть от очередного важного дела. Чем плохо: Такой подход лишает ребенка свободного времени, которое можно провести по своему усмотрению: отдыхать, мечтать или что-то придумывать. Так он всегда будет вынужден куда-то бежать, не проявляя волю или творчество. Это убивает креативность и самостоятельность, поскольку маленький человек постепенно привыкает действовать по расписанию, не прислушиваясь к желаниям. Как быть родителям: Если они замечают апатичность ребенка, когда у него появляется свободное время, – стоит снизить нагрузку. Сделайте так, чтобы появилось личное время, которое можно потратить по своему усмотрению: для игр с кошкой, баловства, изучения мира удобным детям способом. Для дошкольников это ежедневно минимум 3-4 часа! Важно, чтобы между делами в расписании были перерывы – не только на еду, но и статичный отдых. Молодому организму потребуется время, чтобы восстановиться на протяжении дня. У школьника оказался запущен какой-то предметТакже одна из частных причин отсутствия желания учиться – запущенность материала. Обычно упустив материал на начальном этапе изучения дисциплины (математика, физика, химия), в старших классах школьник сталкивается с более сложным уровнем, а осилить его не может – не хватает базовых знаний. Чем плохо: Школьник может сам хотеть исправить ситуацию, подтянуть предмет. Однако материала пропущено так много, что он не знает, как к дисциплине подступиться, чтобы улучшить положение. Как итог: школьники просто делают вид, что занимаются, на самом деле саботируя процесс – в классе или дома. Как быть родителям: Сперва осознайте, что ребенок не разберется с этой ситуацией без помощи родителей. Уговоры, угрозы, напоминания про экзамен – всё это просто не подействует. Когда знания отсутствуют, нравоучения не помогают, а вызывают чувство вины и неполноценности. Если родители сомневаются, что могут грамотно и понятно объяснить своему школьнику пропущенный материал – самое время обратиться к репетиторству. Практика показывает: как только ученик начинает разбираться в предмете, естественный интерес к учёбе возвращается сам. На этом этапе важны поддержка родителей, положительные эмоции, ощущение радости от побед – даже маленьких. Метод подойдет при самых запущенных случаях. Если подойти к решению вопроса систематично и ответственно, то за полгода троечник может стать уверенным хорошистом. Не удается наладить контакт с учителемЕще одна популярная причина низкой успеваемости или снижения мотивации. Мы не призываем обвинять учителей в неумении наладить контакт с детьми! Причина проблемы – не отсутствие профессионализма, а человеческий фактор. Психика людей устроена так, что невозможно симпатизировать всем подряд, так же как нас не будет любить каждый человек, с которым мы столкнулись в жизни. Чем плохо: Неприязнь и дискомфорт при общении чувствуют обе стороны. Повлиять на ситуацию может только учитель, а не школьник – если первый сгладит свое восприятие несимпатичного ему ученика. Но если взрослый человек наверняка раньше сталкивался с аналогичной ситуацией, то для ребенка это стресс. Чтобы его минимизировать, школьник попытается убрать из жизни раздражающий фактор – например, начнет прогуливать занятия. Как быть родителям: Оставаться на стороне чада независимо от его возраста. Опасно выбирать тактику осуждения: с одной стороны давит учитель, с другой – вы. Ребенок подсознательно будет искать поддержки у родителей. Действуя таким образом, вы рискуете потерять контакт – он эмоционально закроется, а изменить ситуацию обратно будет сложно. Попробуйте обсудить ситуацию с педагогом, но если проблема отрицается учителем – смело меняйте класс или школу. Цена решения – будущее образование и спокойствие ваших детей. При этом не бросайтесь в крайности – перед принятием итогового решения разберитесь в ситуации. Например, установите возможные причины неприязни, объясните ребенку, из-за чего возможна такая реакция на его поведение – может, школьник сам неосознанно провоцирует конфликты. Детские интересы отличаются от школьной программыБывает, что дети теряют заинтересованность в обучении, потому что голова занята мыслями о более увлекательных для них вещах. Например, подростковая влюбленность – школьникам свойственно сильно увлекаться чувствами. Поэтому мальчик или девочка могут начать витать в облаках, постоянно думая про объект симпатии. Другой пример: ребенка настолько сильно увлекает живопись, экстремальный спорт или музыка, что хочется заниматься только этим. Чем плохо: Если вопрос не решать – успеваемость пострадает быстрее всего. Если подростку хватает сил, чтобы успевать всё (уроки посещать, хобби заниматься), конфликтов с учителями нет, но предмет провисает по оценкам – значит, фокус внимания сосредоточен на чем-то другом. Как быть родителям: У этой ситуации есть свои тонкости, поэтому возможны несколько вариантов решений. Иногда такой всплеск интереса проходит, как и появился, – сам собой. Однако не советуем слишком рассчитывать на этот вариант. Если интерес со временем не угасает, родители могут попробовать интегрировать детские увлечения в учебный процесс. Например, через увлечение спортом демонстрировать наглядно действие законов физики на практике. Важно говорить на языке ребенка! При желании и увлечение мемами или другими видами интернет-контента можно использовать с пользой для образования. Негативная обстановка в классeЭта причина снижения учебной мотивации встречается не слишком редко, а ее решение повлияет на благополучное будущее нынешнего школьника. Тяжело учиться с удовольствием, проявлять себя, когда в классе ученика кто-то обижает, гнобит, проявляет агрессию. Чем плохо: Это давление и психологическое насилие в чистом виде. Раньше дети самостоятельно справлялись с подобными ситуациями – но кто знает, какие травмы потом притянулись во взрослую жизнь? Сегодня тема травли и буллинга стала открыто обсуждаться. Родители могут подключаться к решению проблемы без опасений усугубить ситуацию. Как быть родителям: убедитесь, что столкнулись именно с этими неприятными явлениями. Понаблюдайте за ребенком какое-то время, поговорите про школьные дела, успехи и просто новости. Если заметили, что чадо стало заикаться, появились тики, резко пропало желание посещать школу или ухудшился сон – есть вероятность, что у него неприятности. Поговорите об этом. Без давления и нейтрально, если отношения у вас не очень доверительные. При необходимости решительно привлекайте к вопросу учителя или администрацию школы. Параллельно с этим помогите ребенку понять, как нужно было себя повести – на личном примере или посредством психолога. После чего наблюдайте за ситуацией: если ребенок попробовал сам решить проблему, но она усугубилась – незамедлительно вступайте на его защиту. Подведем итогиПризываем родителей помнить, что ребенок может выйти из школы отличником с психологическими проблемами и соответствующим синдромом. Или окончить школу троечником, зато с устойчивой психикой, умением общаться с другими людьми и адекватным восприятием окружающего мира. Ребенок должен понимать, что знания важнее, чем оценки. Преуспеть в жизни помогают и другие вещи: Эмоциональная устойчивость Навык самоконтроля Социальный интеллект Умение разговаривать с разными людьми Выход из конфликтных ситуаций Выстраивание личных границ и уважение чужих.Конечно, просто требовать от ребенка отличных оценок намного проще, а вот развитие социальных и эмоциональных навыков требует вовлеченности родителей. Зато результат приложенных усилий в перспективе окупит ваши ожидания или даже превзойдет. Поэтому не спешите судить строго ребенка, если он вдруг стал приносить тройки – проявите мудрость в решении этого вопроса. |
|