О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

"Я — снайпер" (ч.1). Людмила Павличенко говорит...

 


В дополнение к предыдущему посту о фильме «Битва за Севастополь» https://ivan-chernecov.livejournal.com/20999.html.

Чтобы лучше понять события, о которых якобы рассказали нынешние «творцы», начал читать автобиографическую книгу Людмилы Павличенко. 

Пока прочитал три главы. Хочу рассказать о том, что узнал из первых двух глав — про довоенную жизнь.

Глава 1 «Заводские стены»

Людмила Белова росла в городе Белая Церковь Киевской области Украины, воспитывалась вместе со старшей сестрой Валентиной в семье майора НКВД, ветерана Первой Мировой и Гражданской войн Михаила Ивановича и учительницы иностранных языков Елены Трофимовны.

О том времени Людмила пишет «...Там я училась в школе № 3, там беззаботно протекали мои детские и отроческие годы... Мы играли в «казаки-разбойники», летом катались на лодках-плоскодонсках... гуляли в старинном и очень красивом парке «Александрия» ... Я верховодила в ватаге подростков потому, что лучше всех стреляла из рогатки, быстрее всех бегала, хорошо плавала и никогда не боялась затеять драку, первой стукнув обидчика кулаком по скуле»

Буквально двумя строчками указано окончание детства: «Дворовые развлечения закончились, едва мне исполнилось пятнадцать лет. Причем кончились внезапно, в один день... я могла бы сравнить его с концом света, с добровольным ослеплением, с потерей рассудка. Такова была моя первая, школьная люобвь. Память осталась о ней осталась со мной на всю жизнь в виде фамилии этого человека — Павличенко».

От этого раннего брака  у Людмилы родился сын (в дальнейшем выросшим и ставшим офицером КГБ). С мужем в итоге отношения не сложились и он ушел (или его выгнали, не знаю, сложно что либо сказать пока не дочитал книгу до конца). 

Возможно в связи с указанными событиями, возможно в связи со службой отца, но семья Беловых переехала в Богуславль (город на юге Киевской области Украины). На новом месте отец устроил своих дочерей работать на завод «Арсенал»: старшую Валентину (закончившую школу) — нормировшицей, а Людмилу — чернорабочей (как достигшую только  лет и закончившую только семь классов). В работу и коллектив Людмила влилась и примерно через пару лет стала токарем, а в дальнейшем, пройдя переподготовку, — старшим чертежником.

Собственно завод играет крайне важную роль в становлении нашей героини, в рабочем клубе при заводе было несколько кружков для проведения досуга: театральный, ИЗО-студия, кройки и шитья, планерный (но не тот, в котором строят планы, а тот, в котором летают на планерах)  и, наконец, стрелковый. В стрелковый кружок по воле случая и записалась Людмила. Роль случая сыграл инструктор кружка — демобилизовавшийся срочник Красной армии Федор, заметивший в девушке талант в стрельбе.

Людмила так описывает обучение: «Занятия в нашем стрелковом кружке проходили раз в неделю, по субботам. Начинали с того, что подробно изучали устройство малокалиберной винтовки, разбирали и собирали затвор, привыкали тщательно ухаживать за оружием: чистить, смазывать. В комнате с черной классной доской у нас проходили занятия, на которых преподавали основы баллистики... Бывали у нас и лекции по истории «огнестрелов»... Однако больше всего любили стрельбу. Мы упражнялись в тире, поражая мишени из положения стоя, лежа, с упором, с колена с применением ремня, пропущенного под левую руку... Когда наступила весна мы стали выезжать на стрельбище за город и тренироваться для сдачи нормативов на значок «Ворошиловский стрелок» второй ступени, а в них входила не только меткая стрельба, но и ориентирование на местности, метание гранаты, физическая подготовка (бег, прыжки, отжимания)...»

В 1936 году после подготовки на рабфаке (заочная форма образования, по направлению от завода) Людмила поступила на исторический факультет Киевского государственного университета и перехала в Киев. Но об этом рассказывает следующая глава, а мы пока сделаем краткое замечание, сравнивая биографию человека и показанное в кино:

—  в фильме Людмила изначально в девичестве является Павличенко, а не Беловой, очевидно, это сделано, чтобы вычеркнуть весь вышеприведенный пласт интересных событий (раннее замужество, рождение сына, работу на заводе, обучение на рабфаке, увлечение стрельбой и занятия в соответсвующем кружке);

— в фильме Людмила первоначально показана как домашняя, скромная, девушка-интровертка, то есть полное несоответствие оригиналу. 

 Глава 2 «Если завтра война...»

С 1936 по 1941 года Людмила обучалась в университете. Помимо обычного студенческого житья-бытья, она отмечает следующий момент: «Кроме того, все мы достаточно интересовались политикой и, например, очень сочувствовали республиканцам в Испании, которые с лета 1936 года вели вооруженную борьбу с местными фашистами и монархистами. Фашистам помогали Италия и Германия. Республиканцам — Советский Союз. О событиях в далекой южной стране частно и подробно писали наши центральные газеты... о подвигах бойцов интербригад, о воздушных схватках между летчиками немецкого легиона »Кондор« и нашими пилотами-добровольцами, летавшими на советских самолетах. На ровных просторах Пиренейского полуострова происходили даже танковые сражения. В них участвовала техника опять-таки трех государств: Италия, Германия, СССР». 

Такое вот грозное предзнаменование будущей Второй Мировой и Великой Отечественной войн было перед глазами жителей нашей страны в то время. Поэтому не кажется увидительным приведенные в книге цифры в 14 миллионов людей, состоявших в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим), в которое в том числе входил вышеуказанный стрелковый кружок. При этом стоит отметить, что вышеописанный курс молодого бойца не сильно проигрывает тому, что срочники усваивают на военной службе в настоящее время (сам не служил, знаю о предмете со слов служивших). 

В гражданской войне в Испании был еще такой эпизод: «Волну возмущения в нашей стране вызвала варварская бомбардировка небольшого городка Герника, расположенного в стране басков. Никакой военной необходимости наносить удар по нему не было. Тем не менее в апреле 1937 года более пятидесяти немецких самолетов подвергли нападению поселение, находившееся в руках республиканцев. Налет почти полностью уничтожил его. Погибло много мирных жителей. Впоследствии выдающийся испнаский художник Пабло Пикассо, потрясенный этим злодеянием, создал картину под названием «Герника», ныне известную во всем мире. Рассказ о трагедии Герники долго волновал и русские сердца. Но вместе с эмоциями следовало подумать о том, какой будет новая война и когда она подступит к нашему порогу».

Возможно когда-нибудь я преисполнюсь в своем познании настолько, что смогу понимать картины Пикассо. Когда-нибудь, но не сейчас.
Возможно когда-нибудь я преисполнюсь в своем познании настолько, что смогу понимать картины Пикассо. Когда-нибудь, но не сейчас.

Под впечатлением от указанных событий Людмила параллельно с обучением в университете записывается в Снайперскую школу при Осоавиахиме. Курс снайпера занимал два года, занятия шли два раза в неделю, в программу входило:

— 20 часов политзанятий;

— 14 часов строевой подготовки;

— 220 часов огневой подготовки;

— 60 часов тактической подготовки;

— 30 часов военно-инженерной подготовки;

— 20 часов рукопашного боя.

Как указывает Павличенко: «Курсантов, сдавших выпускные экзамены на отлично, включали в особые списки в гор- и райвоенкоматах, периодически вызывали на переподготовку, на соревнования по пулевой стрельбе разных уровней. В общем, не упускали снайперов из вида, заботились о них, но все-таки до Великой Отечественной войны настоящих асов, мастеров, поражающих цель с первого и единственного выстрела, у нас в стране насчитывалось немного. Может быть, тысячи полторы...»

Особо Людмила выделяет преподавателя Снайперской школы Потапова (героя Первой Мировой и Гражданской войн): 

— «Ему (снайперу) нужен и особый характер: спокойный, уравновешенный, скорее флегматичный, не склонный к приступам гнева, веселья, отчаянья или — чего хуже! — истерии. Снайпер — терпеливый охотник. Он делает всего один выстрел, однако за промах может поплатиться жизнью».

— «Медленно, но неотступно Потапов приучал нас внимательно наблюдать за окружающим миром, зорко, словно бы в окуляр оптического прицела, рассматривать детали и подробности нашей быстротекущей жизни, по мелочам угадывать образ целого».

— «Быть на виду - опасно. Сверхметкий стрелок неуязвим, пока он никому не виден».

Запомним эти соображения об снайперском деле, а сейчас вернемся к истории Людмилы.

В 1939 году она закончила Снайперскую школу, пройдя выпускные испытания с достойными результатами. 

В том же году фашистская Германия напала на Польшу, началась Вторая Мировая Война. С сентября 1939 года по июль 1940 года Вермахт разгромил и оккупировал Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Францию. 

Как пишет Людмила: «... мы не могли не думать о том, что агрессор рано или поздно обрушится на наше первое в мире государство рабочих и крестьян. Мой отец, по роду своих занятий располагая конфиденциальной информацией, все чаще на традиционных вечерних чаепитиях говорил нам о приближении трудного времени. Я возражала ему, утверждая, что «... от тайги до британских морей Красная армия всех сильней», и воевать мы будем на чужой территории. Как показали дальнейшие события, отец был прав, а я (вместе с миллионами других советских людей) глубоко заблуждалась».

В конце 1939 года Павличенко параллельно с учебой устроилась на работу в Государственную историческую библиотеку заведующей отдела комплектации. В 1941 году руководство библиотеки направило Людмилу в длительную (четырехмесячную) командировку в Одесскую публичную библиотеку старшим научным сотрудником. Там ее и застало начало Великой Отечественной войны.

Но об этом рассказывает следующая глава, о которой я расскажу в следующий раз, а мы пока снова сделаем краткое замечание, сравнивая биографию человека и показанное в кино:

—  в фильме Людмила буквально случайно заходит с компанией однокурсников в тир, выбивает десять из десяти, руководитель тира заявляет об этом куда следует, и суровый НКВД-шник заявляется в университет и властным жестом отправляет героиню фильма в академический отпуск на время  6-месячной снайперской подготовки (апогеем этой сцены является момент, где Пересильд спрашивает «А если я откажусь?», и по наступившей немой сцене понятно, что если она откажется то ее или расстреляют, или сошлют в GULAG)  — то есть опять же полное несоответствие реальному становлению Людмилы как профессионала снайперского дела;

— в фильме персонаж Пересильд ну никак не соответствует вышеприведенным особенностям снайпера, большую часть времени она кемперит немцев в стойке стоя, игнорируя маскировку, устраивает истерики прямо на поле боя, включает кровожадность и садизм, расстреливая немца;

— в фильме не отражена предвоенная атмосфера надвигающейся большой войны (ни Испания, ни первые два года Второй Мировой в Европе). 

Как промежуточный итог: #образывойны никогда не могут быть вполне поняты без #образагероя той войны; Людмила Павличенко как реальный герой Великой Отечественной — это личность более многогранная и более интересная, нежели ее фигура, изображенная в фильме «Битва за Севастополь»; и остается один вопрос — зачем было выдумывать очевидно несоответствующие действительности факты, если получились более блеклыми, чем сама изображаемая жизнь?

#образывойны #образгероя #ЛюдмилаПавличенко #снайпер #советскийсоюз #тридцатыегоды

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ