О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Кинематограф. Фильмы о войне

 


Точно это не жанр, скорее привязка ко времени или эпохе — фильмы о войне. 

https://i.pinimg.com/originals/45/7d/9b/457d9bb511cd9096d8b8900f8f62f4d8.jpg
https://i.pinimg.com/originals/45/7d/9b/457d9bb511cd9096d8b8900f8f62f4d8.jpg

Там внутри этого достаточно произвольного определения столько всего помещается. Само собой, и классические жанры кинематографа — трагедия, комедия, драма, боевик и прочее до бесконечности. Но всё-таки решительным образом надо отметить, особенно в нашем кинематографе — это ещё и взгляд и направление этого взгляда... 

Правда чуть по другому поводу запомнился школьный разговор о «военной» литературе — лейтенантской прозе конца 50-х — начала 60-х. Что этот писательский взгляд непосредственного участника событий действительно правдиво отражает драматизм тех событий. Да для меня это так — прекрасные в своём большинстве произведения, воплощенные потом и на экране.

http://library.mstu.edu.ru/news/files/20200213_1524-1.gif
http://library.mstu.edu.ru/news/files/20200213_1524-1.gif

Всё это правильно, но не исчерпывает всего многообразия и многоплановости кинематографических произведений и, главное, наших желаний смотреть их. 

Потому что, со временем, с течением времени меняется взгляд на события тех лет и восприятие самой эпохи; текущее время отражается в исторических картинах — так они отличаются друг от друга фильмы 40-х, 50-х, 60-х, 70-х...

И, вот знаете, по-моему, самые жизнерадостные фильмы — фильмы как раз военной и послевоенной поры.


Парень из нашего города (1942)

Провинциальный паренек, выучившийся на танкиста, повоевал и в Испании, сбежав из плена; пересекается уже на отечественной войне с теми же противниками, но с новыми навыками и новыми подвигами.


Два бойца (1943)

Два бойца из разных концов страны с разными характерами и отношением к жизни, подружились на фронте. В увольнении, конечно, не очень красиво получилось, что один приударяет за девушкой другого; но вообще критично для дружбы — изложить в юмористическом стиле всю эту историю товарищам, даже в целях поднятия их настроения и духа после тяжелого боя. Но боевая дружба — есть дружба; сам погибай, а товарища выручай.


Небесный тихоход (1945)

Летчик Булочкин после ранения назначен руководить женским коллективом летчиц легкой авиации ночных бомбардировщиков, которые выполняют не менее героические налеты на врага, чем сам Булочкин в свою прошлую боевую бытность. Интрига усугубляется тем, что Булочкин и его друзья-соратники отложили дела амурные до окончания войны; а тут в таком окружении — как устоять?!


Повесть о настоящем человеке (1948)

Сбитый в воздушном бою Алексей Мересьев остается в живых в зимнем лесу после крушения самолета и встречи с медведем, с покалеченными ногами. Ему удается практически доползти до партизан и спастись, спустя 18 дней после катастрофы. В госпитале он лишается ног, но обретает друзей, внушивших ему оптимизм и пробудивших силу духа. Он заново учится ходить на протезах и ставит целью снова летать, для чего усиленно занимается физическими упражнениями. В итоге он убеждает врачей вернуться на фронт, где доказывает своё мастерство и совершает подвиги.

Так вот, что сказать про эти фильмы с культурно-исторической и мировоззренчески-идеологической точки зрения, которые периодически критикуются с позиций сегодняшнего дня. 

Во-первых, современники и участники тех событий имеют наибольшее право выражать свой взгляд на то время, во всяком случае мы точно не вправе его опровергать.

Во-вторых, не исключая идеологической подоплеки, всё-таки надо сказать, что страна и народ нуждались в положительном образе героя и оптимистичном взгляде на жизнь; всё это было востребовано зрителем, помогало жить и выживать.

В-третьих, героизм, вплоть до документальности, в жизни и на войне был, да —  за победу и победы заплачено высокой ценой, которая зачастую в тех фильмах не показана, но эту цену тогда все знали и не требовали доказательств с экрана.

Это было достойное кино побеждавшей и победившей страны; с нашим нынешним кино мы, похоже, побеждать не собираемся при всех его потугах на документальную честность.

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ