О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Станция Байкал. 72-ой километр КБЖД.

 


8 августа 1896 года. Утвержден проект железной дороги от Иркутска до Байкала по левому берегу Ангары. 

15 июня 1897 года в предместье Глазково города Иркутск состоялась закладка железнодорожного вокзала и сразу началось строительство Иркутск-Байкальской ветки до озера Байкал.

21 октября 1898 года была завершена укладка рельсов до станции Байкал, а уже 1 ноября состоялось открытие пассажирского, воинского и грузового движения по этой дороге. 

Первое здание вокзала на станции Байкал (1899-1904 гг.)
Первое здание вокзала на станции Байкал (1899-1904 гг.)

Здание первого ж/д вокзала пока на конечной станции Байкал было построено в 1899 году и стояло фасадом к Байкалу. Кругобайкальская железная дорога только строилась и линия Иркутск―Байкал была тупиковой. Пассажиры и вагоны грузились на паром «Байкал» и перевозились на другой берег к Мысовску – к самой первой пристани для ледоколов. Время переправы занимало 2,5 часа.

В 1904 году на станции был построен другой вокзал, фасад которого стал обращён в нагорную сторону. К тому времени строительство первого пути КБЖД подходило к завершению. Для станции III класса было спроектировано пассажирское здание по индивидуальному проекту. В этой постройке нашли выражение некоторые черты эклектики, господствовавшей в конце ХIХ века. Особенно это было заметно в форме кровли центральной части здания, где чувствуется некоторая ориентация на неорусский стиль.

Второе здание вокзала (1904-2004 гг.). Вид сверху.
Второе здание вокзала (1904-2004 гг.). Вид сверху.
Второе здание вокзала (1904-2004 гг.). Перрон.
Второе здание вокзала (1904-2004 гг.). Перрон.

Здание простояло почти 100 лет. Вокзал был достаточно просторным и вместительным. Его площадь составляла 109 кв.саж. Внутри находились залы ожидания для пассажиров I, II и III классов, телеграф, багажное отделение, вестибюли, контора передаточного агента, билетная касса, помещения для дежурного по станции, начальника станции и сторожа вокзала. Как и на вокзале в Слюдянке для пассажиров I и II класса работали буфет с кухней и уборные. Об отправке поезда извещали в колокол.

К 100-летию сдачи КБЖД в постоянную эксплуатацию (1905 г.) было решено полностью снести старый вокзал и построить новое здание «с нуля», так как старый фундамент был уже непригоден.

1 сентября 2005 года состоялось открытие нового (третьего) здания вокзала. Его перенесли немного дальше от путей, образовав красивую вокзальную площадь с большими клумбами. Облик вокзала несколько изменился относительно первоначального вида, в каком здание существовало большую часть XX века. В частности, декор наличников и некоторых других элементов был заменен на другой, скорее в сторону упрощения. Размеры и площадь здания увеличены в 2 раза за счёт этажности. На первом этаже в правом крыле здания разместился музей КБЖД, в левом крыле — станционные службы , а на втором этаже, под крышей, разместилась гостиница.

Третье здание вокзала с 2005 года по настоящее время.
Третье здание вокзала с 2005 года по настоящее время.

Водоснабжение на станции налажено с тех пор, когда пришёл первый поезд из Иркутска. На горе, находятся водоёмные резервуары (каменные ёмкости) для воды. А водоподъёмное здание с насосом находится ближе к Байкалу.

Вокзальный перрон и водоподъемное здание с насосом.
Вокзальный перрон и водоподъемное здание с насосом.
Водоподъемное здание с насосом. Водоёмные резервуары — в горе, напротив здания.
Водоподъемное здание с насосом. Водоёмные резервуары — в горе, напротив здания.

Водоподъёмное здание в котором размещается насос, закачивающий воду из озера, было восстановлено в 1918 году на месте разрушенного взрывом на станции вагона динамита во время гражданской войны. К празднованию в 2005 году 100-летия Кругобайкальской дороги здание было также отреставрировано.

Между водокачкой и Байкалом осталась часть железнодорожной ветки, которая была востребована до 1918 года, пока паром-ледокол "Байкал" не был сожжён белочехами. Этот путь вёл к причальной "вилке", в которую вставал паром и принимал на борт вагоны для переправки на противоположный берег Байкала.

Тупик железнодорожной ветки, когда то ведущей к паромной "рогатке" для загрузки вагонов.
Тупик железнодорожной ветки, когда то ведущей к паромной "рогатке" для загрузки вагонов.

На станции Байкал есть одна большая достопримечательность в виде паровоза-памятника серии «Л». До 2006 года он стоял на 98-ом километре КБЖД на станции Уланово. 

Паровоз-памятник серии «Л»
Паровоз-памятник серии «Л»
Паровоз-памятник серии «Л»
Паровоз-памятник серии «Л»

Разработана серия «Л» в 1944-1945 годах в конструкторском бюро Л.С.Лебедянского и строилась на Коломенском, Ворошиловградском (г.Луганск, Украина) паровозостроительных заводах и на Брянском машиностроительном заводе. Это была одна из самых распространенных серий. Они в основном водили пассажирские поезда. В обиходе их называли «лебедянкой».

Мощность паровоза составляла 2200 л.с. (1600 кВт), конструкционная скорость 90 км/час, длина 23,7 метра, вес 170 тонн, запас воды 28 куб.м, угля 18 тонн, диаметр движущего колеса 1,5 метра.

И в заключении — о новом этапе в жизни станции Байкал и Кругобайкальской железной дороги. 

В марте 2021 года прошло испытание прохождения по габаритам нового двухэтажного вагона сквозь 38 кругобайкальских туннелей и шести отдельно стоящих галерей. В этом же году, 29 июля первый туристический поезд «Байкальская сказка», состоящий из двухэтажных вагонов, прибыл на станцию Байкал.

Июль 2021 года. "Байкальская сказка" на конечной точке маршрута ―  станция Байкал
Июль 2021 года. "Байкальская сказка" на конечной точке маршрута ― станция Байкал
Июль 2021 года. "Байкальская сказка" на конечной точке маршрута ―  станция Байкал
Июль 2021 года. "Байкальская сказка" на конечной точке маршрута ― станция Байкал



 
Сегодня в СМИ