![]() |
О проекте | | Редакция | | Контакты | | Авторам | | Правила | | RSS | |
Режиссер с плохим вкусом: За что мы любим Питера Джексона
Питер Джексон недавно выпустил документальный фильм о группе The Beatles. В последние годы он все чаще работает в неигровом кино. Но всё-таки славу ему принесли «Властелин колец», «Кинг-Конг» и множество других любимых фильмов юности. Пытаемся разобраться, как новозеландский постановщик на протяжении нескольких десятилетий умудряется не ослабить хватку и продолжает удивлять нас смелыми экспериментами то в фэнтези, то в документалистике, то в низкобюджетном трэше. 18+ ![]() Тех, кто плохо знаком с творчеством Питера Джексона и знает о режиссере преимущественно по трилогии «Властелина колец», первые фильмы постановщика могут не только удивить, но и возмутить. Его ранние работы — кровавые, циничные, порой тошнотворно мерзкие и уж точно не имеющие ничего общего с миловидными декорациями вечно зеленого Шира. Джексон выращен не в студийной теплице — он кустарный инди-режиссер, приличную часть своей карьеры снимавший кино чуть ли не на карманные деньги. ![]() Свой дебют «Плохой вкус» — историю об инопланетянах, которые прилетели на Землю, чтобы сделать из людей фастфуд — режиссер вообще задумывал как короткий метр. Потом главный актер женился и отказался от затеи, а Джексон решил доснять кино с другой сюжетной линией (что важно, не вырезая старую). Товарищи собирались по выходным и постепенно (съемки заняли аж 4 года) накопили достаточно полуимпровизационного материала. Режиссер сам паял операторорские краны, а его мать готовила в духовке маски пришельцев. То, что изначально должно было стать десятиминутной забавой друзей-кинематографистов, разрослось до внушительного малобюджетного экшена. Настолько малобюджетного, что стоило все в сумме не более 17 тысяч долларов — те самые деньги, которые Джексон выкладывал из своего кармана. Правда, в «Плохом вкусе» еще не было той выдающейся джексоновской хардкорности. Там, конечно, можно отыскать сцены поедания людских мозгов и разлетающихся инопланетных голов, однако ограниченный бюджет дает о себе знать. По-настоящему Джексон разгулялся на съемках двух следующих картин — «Познакомьтесь с Фиблами» и «Живой мертвечины». ![]() Первая — пародия на «Маппет-шоу» и едкая насмешка над закулисьем индустрии. Фиблы — куколки-зверюшки, которые на сцене поют веселые песни и развлекают толпу, а в перерывах между делом плотно сидят на наркотиках, занимаются друг с другом буквально животным сексом и позволяют себе неполиткорректные высказывания. Вторая — дикий кровавый сплэттер о зомби-эпидемии в новозеландском городке. У одних героев здесь отрывается кожа на лице, другие ползают с оторванными ногами, а третьи в это же время пожирают друг друга. Если вам кажется, что вы видели в зомби-фильмах всё, спешим расстроить: после просмотра «Живой мертвечины» в чек-лист добавится сношение живых трупов, плотоядная прямая кишка и гигантская мертвячка-мать. Властелин блокбастеровПосле странной мелодрамы «Небесные создания» (о ней мы еще поговорим) и переходных «Страшил» (фильма Питера Джексона, который оказался, впрочем, куда ближе к стилю продюсера Роберта Земекиса) постановщик попал-таки в большое голливудское кино. Сначала — трилогия «Властелина колец», затем — «Кинг-Конг», мечта детства, которую юный режиссер вынашивал с первой покупки камеры. Рассказывать подробно о классике, кажется, и нет смысла — все прекрасно знают, с каким трудом были сняты эти фильмы и почему они по сей день остаются культовыми. Важнее здесь другое: как монументальное фэнтези и блокбастер о гигантской горилле характеризуют самого Джексона? ![]() Во-первых, как автора больших форм. Размашистых эпопей в духе классики старого Голливуда, не чуравшихся новых технологий и монструозных по своему масштабу историй. У Джексона любое приключение оборачивается путешествием на край света: хоббитам предстоит, пережив не одно опасное сражение, добраться до Мордора; бравым экспедиторам и, кстати, кинематографистам из «Конга» — доплыть до Острова Черепа и привезти гигантскую мартышку в Нью-Йорк. Символично, кстати, что примат живет на Суматре — там же, где обитала заразная крыса-обезьяна из «Живой мертвечины». Эта преемственность неслучайна: Джексон ушел в большое студийное кино, но остался все тем же очаровательным безумцем. А во-вторых, работа над этими проектами показывает Джексона еще и режиссером старой закалки — автором, который готов взять проект в свои руки и, контролируя все производство, пройти с фильмом полный цикл от задумки до финального монтажа. Учитывая, что съемки трех частей «Властелина колец» происходили единовременно, нетрудно догадаться, что организационные способности режиссера оказывались, пожалуй, даже важнее его творческого видения. ![]() Особенно это видно в истории создания «Хоббита». Можно по-разному относиться к новой трилогии, однако вспоминая, что Джексон стал руководить проектом буквально за несколько дней до его начала, картину от неминуемого провала спасла лишь твердая рука опытного мастера. Любовь и мистикаДо «Властелина колец», впрочем, Джексон успел снять необычную мелодраму, получившую номинацию на «Оскар» (за что и был замечен продюсерами). «Небесные создания» основаны на не самой очевидной истории: в 54-м году Джульет Халм и Полин Паркер хладнокровно убили мать последней, потому что та стала преградой перед их то ли дружбой, то ли самой настоящей любви. Любой другой режиссер превратил бы этот сюжет в депрессивный тру-крайм, но Джексон использует его, как может показаться, не по назначению. В руках выдумщика-новозеландца «Небесные создания» становится не то чтобы одой, но скорее печальным гимном эскапизму. Две девочки — их автор ни в коем случае не оправдывает — пытаются найти укрытие от сурового мира в фантазиях, но терпят неотвратимый крах. ![]() Фантазии детей и их травмы Джексона заинтересуют еще чуть позже, 15 лет спустя, когда режиссер подберется к экранизации «Милых костей». Там девочка тоже окажется в ином, волшебном мире — правда, теперь из-за педофила, который убьет героиню Сирши Ронан. Когда-то трудно было в это поверить, но сейчас, спустя несколько лет после выхода «Небесных созданий» и «Милых костей», Джексона впору назвать настоящим романтиком. Вместе с героями он жаждет найти идеал жизни (пусть и запрятанный в подкорке мозга, среди выдуманных кисельных берегов), но досадно спотыкается о кочки суровой реальности. (Псевдо)документализмУ Питера Джексона с реальностью вообще удивительные отношения. Один из его первых фильмов — дерзкая псевдодокументалистика «Забытые киноленты», которая повествует о судьбе легендарного новозеландского кинематографиста-новатора Колина Маккензи. Тот, дескать, первым изобрел звук в кино и даже смог сделать пленку цветной, но по странной причине канул в безвестность, а все его открытия приписали другим людям. Слова Джексона подтверждает, например, актер Сэм Нил: он с такой пугающей убедительностью рассказывает о позабытом гении, что сложно усомниться в правоте авторитетного артиста. С каждой секундой сюжет все больше напоминает абсурдистский анекдот, но режиссер и его коллеги как будто без труда сдерживают серьезную мину. ![]() Прежде чем обратиться к документальной основе и учиться подчинять монтажу безудержную реальную историю, Питер Джексон сперва сам построил собственный мир — обманчивый, очаровательный и необъяснимо искренний. Не просто же так после выхода фильма земляки всерьез желали прославить имя Колина Маккензи. Последний фильм Джексона, если не считать готовящийся к выпуску документальный мини-сериал о The Beatles, — ловко смонтированная хроника «Они никогда не станут старше». Режиссер к столетию с момента ее окончания отреставрировал и раскрасил пленки времен Первой мировой и дал героям войны новую жизнь. Его труд не просто позволяет взглянуть на солдат и услышать их то уморительные, то трагичные истории, но еще и проводит нить между прошлым и будущим: эпохой высококачественного цветного изображения и черно-белой хроники, воспринимающейся современным зрителем как архаизм. ![]() В руках новозеландского волшебника режиссуры XX век сливается с XXI, реальность — с выдумкой, богатый красочный Нью-Йорк — с мрачным Островом Черепа. Все его фильмы так или иначе пытаются нагнать ход времени, запечатлеть мир вокруг и подчинить его себе. Магия постановщика подобна хитрому фокусу, когда ты прекрасно осознаешь обман, но отчаянно хочешь быть обманутым — по Джексону, кажется, в этом и кроется истинная суть кино. Текст: Влад Шуравин |
|