О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Реверансы и розги: как работал институт благородных девиц

 


Многие восхищаются прежними институтами для девушек, где, судя по книгам и сериалам, девицы только и делали, что читали и вышивали, а также ходили на балы. Так ли красиво это было на самом деле?

Как всё началось

В период Просвещения, после указа о «Вольности дворянства» в 1762 году, государство оказалось не в праве приказывать дворянам, а потому получило новую задачу – мотивировать дворянина на выполнение своего долга перед Родиной. А поскольку необходимо было воспитать новое поколение граждан, начинать было нужно с будущих матерей – девочек и девушек. Поэтому Иван Иванович Бецкой, приближенный к Екатерине II , решил организовать заведение, где девушкам привьют необходимые ценности и идеалы.

На самом деле вопрос о женском образовании зарождался еще в период правления Петра I , когда он выпустил особый указ, запрещающий венчать девушек, неспособных самостоятельно поставить подпись. И, если в то время неграмотных девушек было просто не много, то в Новое время их наличие превратилось в проблему государственного значения.

Екатерина II охотно приняла образовательный проект, будучи сама под впечатлением от французских просветителей. Одним из таких проектов стал Смольный институт.

Воспитание в Смольном

Смольный институт состоял из двух враждующих сторон: мещанской и дворянской. Кроме того, институтками часто становились сироты благородного происхождения. Обучения длилось около 9 лет и после него осиротевшие девушки вполне могли стать фрейлинами при хорошем обучении и высоких оценках.

По возрасту институтки делились на три группы. Младшие первые три года ходили в бурых коротких платьях и назывались «кофейными». За счет детского возраста девочки спали в комнатах по 9 человек. Став постарше, девушки получали голубые платья до щиколотки и новое название – «голубые». В старшей группе девушки назывались «белыми» и носили длинные белые платья. Эти девушки могли посещать балы и уже семи силами готовились к выпуску.

В институте уделялось больше внимания воспитанию и манерам, чем образованию, и девушки воспитывались в монашеской строгости.

Не сказочные будни

Несмотря на красивую картинку, жизнь девушек была далеко не сказочной. Постоянные ссоры между дворянками и мещанками, строгая беспощадная дисциплина и плохое питание. Воспитательницы зачастую не имели педагогического образования и образцом избирали казарменный или монашеский режим.

Тем не менее, на реализацию воспитательного проекта большое влияние оказывал театр. Девочки и девушки охотно включались в театральную деятельность, поскольку она сильно отличалась от всего прочего в институте. В 1770 году при Смольном институте открылся собственный театр, где институтки могли перевоплощаться. Этим постановкам уделялось большое общественное внимание. Так родители и другие семьи могли оценить качество обучения, а девушки показать себя свету.

Причем девушки учились быть не только актрисами, но и зрительницами. Сама Екатерина II , посещая спектакли садилась в специально отведенное кресло, чтобы девочкам было видно ее лицо и то, как она проявляет эмоции.

Плоды проекта

Как и все пилотные проекты, первый выпуск Смольного института оказался не совсем приспособлен к жизни. Однако их образ мыслей и чувства, манеры безусловно вдохновляли на подвиги русскую знать в XIX веке. Некоторые из выпускниц вышли замуж, другие стали фрейлинами, а третьи остались преподавать в Смольном или стали частными гувернантками.

Однако прогресс все же был получен: благородные нравы и любовь к чтению на разных языках, возвышенные идеалы оказали огромное влияние на будущие поколения. Как ни странно, многие декабристы были воспитанницами смолянок, которым и в семейной жизни пришлось доказывать своё право носить звание выпускниц. Воспитание и обучение девушек, пусть и недолгое, до 1917 года, оказало важное влияние на Золотой Век русской культуры. Как и предполагал И. Бецкой, девушки, ставшие учительницами и матерями, вырастили поколение с высокими и чистыми идеалами.

Тем не менее, замысел преобразования человеческой культуры, избавление от слепого подчинения традициям и обычаям не закончился в 1917 году. Этот проект Просвещения настолько укоренился в общественном сознании, что и позже находил отражение во внутренней политике многих народов.

 
Сегодня в СМИ