О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Без меня или прощай, школа.

 


Изображение Taken с сайта Pixabay
Изображение Taken с сайта Pixabay

В марте этого года прошло ровно 10 лет с тех пор, как я перестал быть учителем. Весной 2012 года автор этих строк уволился из школы с должности учителя информатики (не спрашивайте, почему я преподавал информатику, так сложилось). На память осталась лишь запись в трудовой и несколько приятных знакомств. А ещё мне удалось сделать серьёзные выводы о том, как на самом деле надо преподавать. Увы, сделал я эти выводы сам, пройдя путём проб, ошибок и непонимания. Цена оказалась очень высокой...

Теперь я уверен, что нет смысла заучивать конспекты уроков или лекций перед очередным занятием. Надо понимать, о чём говоришь, постоянно расширять горизонты собственных знаний и не стесняться смотреть в справочники, если по ходу изложения что-то забыл. К тому же, пока я пишу эти строки, астрономы наверняка открывают нечто, о чём мне предстоит рассказать студентам. Преподавание дисциплины — не пересказ учебника, не чтение вслух статьи из интернета, это попытка показать красоту и универсальность знаний, которых с каждым днём всё больше и больше. Шаблоны и неизменные формулировки здесь не всегда годятся.

Надо помнить, что вместе с дипломом учителя или преподавателя не выдаётся право на абсолютное уважение любых твоих действий и справка о непогрешимости. Все делают ошибки, и академики, и дворники. Другое дело, что ошибки надо признавать и исправлять, а не делать вид, что всё так и было задумано, не преподносить их как хитрый план в стиле «я вас проверял». Люди очень тонко чувствуют, когда оратор теряет лицо и пытается выкрутиться. И не всегда прощают эту ненужную хитрость.

Надо знать, что за партой сидит не твоя личная армия или подчинённые. Для меня стало абсолютно нормальным ко всем обращаться на «Вы», выслушать каждый вопрос, а любую просьбу начинать со слов «Не могли бы Вы...». Даже если я говорю с подростком, который половину пары просидел в телефоне и оставил после себя мусор под партой. Преподавание не имеет цели подчинить, это попытка сделать людей равными себе или даже чуть лучше. Сомневаюсь, что этого можно достичь без уважения личности или путём постоянного морального давления.

И ещё. Десять лет назад я ушёл из школы, но до сих пор не могу найти для себя ответа на два вопроса: почему я сразу не пошёл работать в колледж и какова цель современного школьного образования. Школы существуют чтобы… Чтобы что? Сдать ВПР, ОГЭ, ЕГЭ? А дальше в элитный ВУЗ или на престижную специальность, которая представляется таковой только в головах отдельных взрослых? Или просто получить аттестат, потому что он есть у родителей, соседей и дяди Васи из Антарктиды, который считает Землю плоской? Или социализировать человека, поместив его в коллектив из 20-30 незнакомых ему людей, у которых из общего — только возраст и зачатки невроза из-за регулярного стресса? Или добиться высокого рейтинга школы, чтобы на следующий год работать над его дальнейшим повышением?

Мне кажется, ответ на все эти вопросы найдёт новейшая история, а пока что я с небольшой ноткой оптимизма могу сказать: уже 10 лет меня нет в школе. И сожалеть не о чем.


 
Сегодня в СМИ