О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Willkommen! Bienvenue! Welcome!

 


Сегодня День Космонавтики, с чем я всех и поздравляю)). Говоря и рассуждая о кино, сегодня логично было бы вспомнить про «Звёздные войны», «Гравитацию» или «2001 год: Космическую Одиссею». Однако я этого делать не буду и предпочту совершенно иную тему. Как известно, космонавты идут на корабль под музыку, вот о ней сегодня и пойдёт речь. Но у нас не просто про музыку, а про кино, и в этом смысле нельзя обойти вниманием кино музыкальное. Никак нельзя! Хотя бы потому, что многие мелодии, которые крутятся на языке и продолжают звучать в голове даже спустя лет двадцать после первого просмотра, наверное, чего-то да стоят. Жанр музыкального кино появился в Голливуде сразу, как только в кинематограф пришёл звук, то есть в конце 20-х годов прошлого века. И именно там, в США, жанр киномюзикла был доведён до совершенства и продолжает радовать нас своими потрясающими мелодиями и зрелищностью.

Как много фильмов из этой красочной когорты можно было бы назвать любимыми… «Поющие под дождём», «Вестсайдская история», «Чикаго», «Моя прекрасная леди», «Канкан», «Энни» - продолжать можно бесконечно. Однако мы на хэшмобе ЖЖ #любимыйфильм, и здесь он должен быть один, иначе пост рискует превратиться в лекцию по истории киномюзикла. А у нас в исторической повестке таких целей не стоит, поэтому выбор свой я делаю благодаря marfa_nikitina4 и называю любимым неповторимое «Кабаре» Боба Фосса.

"Кабаре", США, 1972, Allied Artists, режиссёр Боб Фосс, автор сценария Джей Аллен, композиторы Джон Кандер и Ральф Бёрнс
"Кабаре", США, 1972, Allied Artists, режиссёр Боб Фосс, автор сценария Джей Аллен, композиторы Джон Кандер и Ральф Бёрнс

Боб Фосс (в Америке его фамилию произносят Фосси, но я буду использовать принятый традиционно у нас вариант) – совсем не кинорежиссёр, а режиссёр бродвейский, причём хореограф, всю жизнь ставивший мюзиклы для сцены. В кино он попал в 50-х, ставя хореографию во многих популярных киномюзиклах 50-60-х, в которых частенько снимался и сам в качестве актёра. К концу 60-х, когда за его плечами уже был гигантский успех на Бродвее и несколько премий Тони, а также множество ролей, он обращается к кинематографу в качестве режиссёра. За неполных пятнадцать лет своей кинодеятельности Фосс успел снять всего пять фильмов до своей кончины в 1987 году. При этом музыкальных из них всего три – уже упомянутое «Кабаре», а также «Милая Черити», сделанная по одноимённому мюзиклу, который Фосс ставил на Бродвее и который был калькой с фильма Феллини «Ночи Кабирии» (Феллини продал Фоссу права на музыкальную реализацию сценария в США), и «Весь этот джаз», также поставленный по одноимённому мюзиклу, который, в свою очередь, использовал идею Феллини о потерянности личности художника из «8 ½». Остальные два фильма Фосс посвятил другим областям шоубизнеса – стендап-комикам («Ленни») и эротическим журналам («Звезда 80»).

Лайза Миннелли и Боб Фосс на съёмочной площадке
Лайза Миннелли и Боб Фосс на съёмочной площадке

Я частенько напеваю себе под нос «Bye bye life, bye bye happiness, hello loneliness, I think I’m gonna die…» из «Весь этот джаз». Однако мелодии из «Кабаре» звучат в моей голове намного чаще! И в первую очередь благодаря неописуемой актёрской игре Джоэля Грэя, изображающего в фильме конферансье, который по сути и к действию картины никакого отношения не имеет, но без него весь фильм просто развалился бы – он здесь как стержень, на который нанизано всё происходящее на экране. Мы видим декадентский Берлин веймарской эпохи накануне прихода к власти нацистов. Герои картины – любовный треугольник, состоящий из американской певички, прозябающей на подмостках дешёвого кабаре (Лайза Миннелли), английского писателя, приехавшего в Берлин за вдохновением (Майкл Йорк) и местного развратника-бонвивана, который тащит к себе в постель и мужчин, и женщин (Гельмут Грим). На фоне растущего влияния в обществе нацистов они ведут беззаботную жизнь, спят друг с другом и развлекаются. Когда выясняется, что героиня Миннелли беременна, причём неведомо от кого из них, меняется и тональность картины – нацисты превращаются из чудиков-маргиналов в управляющую настроениями общества силу. На пороге 1933 год.

Майкл Йорк, Гельмут Грим и Лайза Миннелли в фильме
Майкл Йорк, Гельмут Грим и Лайза Миннелли в фильме

Есть в фильме и параллельная линия событий – это история любви и трагедии еврейской девушки Натальи, дочери богатого еврейского бизнесмена, и женившегося на ней по иудейскому обряду немца с характерным именем Фриц. Начинается всё с простого битья окон ночью под крики Juden, Juden, а заканчивается всем известно, чем. Помню, случайно купил первую кассету с этим фильмом, думая, что там будет перевод Алексея Михалёва или Андрея Гаврилова, которые я видел раньше. Но на ней оказался совершеннейший шедевр перевода, выполненный Григорием Либергалом, который превосходил даже работу Михалёва – в сцене урока английского, который герой Йорка даёт Наталье, он виртуозно обыгрывает её акцент и все речевые ошибки, которые совершает изучающий иностранный язык человек.

Наблюдая за происходящим на экране, за тем, как бесшабашный, шумный и праздный Берлин медленно погружается в трясину нацистского безумия, намного острее чувствуешь трагичность той ситуации, в которой оказались и Наталья с мужем, и трио главных персонажей – ведь героиня Минелли вынуждена сделать аборт. В полный ступор вводит песня, которую исполняет белокурый парень из Гитлерюгенда – The morning will come, the world is mine, Tomorrow belongs to me. Спустя годы, когда смотрел гениальное «Подполье» Эмира Кустурицы, в сцене, где на кадрах кинохроники, демонстрирующей помпезные похороны товарища Тито под наложенную на изображение знаменитую «Лили Марлен», вспоминалась именно эта песня из «Кабаре». Как же все они были одинаковы – Гитлер, Тито, Сталин, Муссолини… Соус разный, суть одинакова. И музыка это прекрасно демонстрирует, идеально укладывая главную нацистскую мелодию на социалистическую почву.

При всём антинацистском настрое и посыле, «Кабаре» не перестаёт быть роскошным мюзиклом. Просто само кабаре, где проводят время герои фильма, это метафора всего общества замершей в ожидании чего-то судьбоносного Германии. А музыка и конферансье – это стяжка всей картины. Все её сюжетные ходы соединены между собой музыкальными номерами, которые исполняет Джоэль Грей при периодической поддержке Лайзы Минелли. Они поставлены ярко, вызывающе и – да чего уж там – просто великолепно! Образ конферансье с выбеленным лицом, во фраке, цилиндре и с тростью, Фосс тоже позаимствовал у Феллини, творчество которого так любил и уважал – его мы можем встретить всё в том же «8 ½».

Джоэль Грей в фильме
Джоэль Грей в фильме

И я постоянно нет-нет, но ловлю себя на мысли, что в голове звучат строчки песен из «Кабаре» Боба Фосса – «Wilkommen, beinvenue, welcome! Fremder, etranger, stranger! Glücklich zu sehen, je suis enchanté, I’m happy to see you, bleibe, reste, stay. Willkommen, bienvenue, welcome! Im Cabaret, au Cabaret, to Cabaret!» и «Life is a cabaret, old chum, Come to the cabaret...». Это кино и музыка на века)). Жизнь продолжается, несмотря ни на что!

(c) petrus_paulus

Новости партнеров

 
Сегодня в СМИ