![]() |
О проекте | | Редакция | | Контакты | | Авторам | | Правила | | RSS | | Все обо всем | |
Могут ли современные школьники закончить школу на отлично без сторонней помощи репетиторов?
Не секрет, что для большинства учеников дополнительные занятия стали единственным способом сдать ЕГЭ, догнать школьную программу или выучить английский. Но в чём же корень проблем? И является ли репетиторство проблемой школьного образования или нормой? ![]() Попробуем разобраться в тонкостях школьного образования и ответить на вопрос: массовое обращение к репетиторам – норма или зло? Можно ли окончить школу без репетиторов? Спросим статистикуИсследование «Фонда общественное мнение» – процент школьников, занимающихся с репетиторами: 24% школьников постоянно занимаются с репетиторами 48% количество учеников, посещающих репетиторов, вырастает в два раза в крупных городах 13% школьников в сельской местности 37% учеников могут окончить школу без дополнительных занятий Больше половины российских семей нанимают репетиторов, чтобы сдать ЕГЭ. Фактор обеспеченности родителей играет важное значение – многим репетитор просто не по карману.Сегодня наблюдается массовое обращение к услугам репетиторов – никто не верит, что дети способны осилить учебную программу самостоятельно. Но действительно ли дополнительные уроки – единственный способ решения низкой успеваемости? Есть ли другие способы догнать школьную программу, или она настолько перегружена, что учиться самостоятельно нереально? Узнаем мнение экспертов: Можно ли освоить иностранный язык в школе? «Иностранный язык без репетиров в обычной школе не выучить. Если у вас есть способности, хороший репетитор за три года может научить свободно говорить». — Наталья Бабич, кандидат психологических наук, репетитор с 25-летним стажем. Реально ли окончить школу хорошо самому? «Есть несколько избранных школ, гимназий, причём не только в Москве, которые готовят, конечно, детей, но в основном это нереально». — Н. Иванова-Гладильщикова, журналист, эксперт «Российской газеты». Кто виноват и что делать?Статистика и мнение экспертов подтверждает – окончить школу без допов, а уж тем более сдать ЕГЭ – нереально. И это в стране с одной из самых сильных школьных программ! Почему? Эксперты называют несколько причин: Перегруженность учебных программ Школьные программы перенасыщены информацией, часто просто не учитывают скорость психологических процессов детей. Возьмём для примера учебник русского языка. В первом классе дети учат фонетику русского языка – раздел, посвящённый звуковому строю, после которого многие дети начинают следовать правилу «Как слышим, так и пишем». Учебная программа в третьем классе – раздел «Существительное». Первый урок: объяснение, второй – названия падежей, третий – признаки падежей, четвертый – самостоятельный поиск существительных в тексте. Итог: «пробежались» по сложной теме всего за неделю. «Посмотрите, как и каким языком написаны учебники, какие тексты там приводятся в качестве примеров. Ощущение такое, что авторы детей никогда в глаза не видели», – Наталья Бабич. Дети не умеют учиться самостоятельноВ идеале родители должны помогать детям с домашним заданием в 1-2 классе. Под помощью понимается организация работы – научить делать перерыв и доводить дело до конца. Но действительность такова, что родители вынуждены помогать детям в силу перегруженных программ постоянно. В итоге мы отучиваем детей от самостоятельности, сначала помогая с домашкой сами, а потом зовём на помощь репетиторов. Недостаточный уровень профессионализмаВ идеале учебный процесс должен работать как часы – основная часть урока для разбора нового материала, а за 2-5 минут – объяснение, что нужно сделать дома. Домашнее задание не должно превышать 15-20 минут по любому предмету, и все задания дети способны делать самостоятельно. Но в школах плохо воплощена идея индивидуального подхода к детям, нет подходящих условий для обучения на личность ребёнка. В итоге мы идём к репетиторам, ищем на допах того самого недостающего внимания к личности ребёнка и помощи по предметным завалам. Когда нужен репетитор – помощь особенным детям и ЕГЭ«Это катастрофа с ЕГЭ. Потому что как можно было создавать систему экзамена, который никоим образом не вытекает из результатов обучения в школе!? Это уже сам по себе нонсенс. Как можно было разрешить дополнительные официальные платные курсы в системах повышения квалификации, книги, которые выпускаются... Как это так, это что, это почему? Логично: это должен быть такой же экзамен, как обычно бы и проводился в конце обучения в школе. Нет, придумали вот такое. Теперь вопрос: а кто должен готовить к этому ЕГЭ», — Г.А. Китайгородская, заслуженный профессор МГУ, доктор педагогических наук. По мнению экспертов, дополнительные занятия играют положительную роль в нескольких случаях: Помощь одарённым детям изучать предметы углубленно, чтобы не растерять талант Репетиторство может поддержать сильно отстающего ребёнка физически, психически или психологически.Главный недостаток допов – в отсутствии самостоятельности школьника. Сразу скажем, что репетиторы бывают разные, но по большому счёту репетиторство – не обучение, а натаскивание. Ребёнка загружают информацией, дают готовые решения. Не знаешь? Спроси у репетитора, он расскажет, поможет, покажет. Такой подход не учит детей решать вызовы школы самостоятельно, они не осваивают навык поиска эффективных решений – одно из ключевых умений в университете и профессии. Когда школа будет учить так же хорошо, как репетиторы?Итак, корень многих проблем – учебная программа и недостаточно эффективные методики обучения. Идею индивидуального обучения в школах пока воплотить очень трудно, поэтому репетиторы ещё долгое время будут востребованы. Опрос ВЦИОМ «В каких сферах вам бы хотелось получить дополнительные занятия в школе?» 23% = иностранные языки 20% = экономика и финансы 19% = психология 17% = искусство 17% = информатика 16% = право 10% = инженерные и технические науки 10% = политика 6% = страноведение. |
|