![]() |
О проекте | | Редакция | | Контакты | | Авторам | | Правила | | RSS | |
Новый взгляд на моду
![]() Колонка о смене взгляда на моду в новом поколении потребителей была написана зимой. И сейчас не потеряла актуальности. Наоборот: описанные в ней перемены вдруг ускорились во много раз, пусть и поневоле. Вот мы уже выбираем не моду, разговор о которой вдруг стал неуместен, а эстетику. Нам все чаще остаётся работать со случайностями, принимать решения из момента, из которого мы видим только часть (и то с эмоциональными искажениями), отказываться от мысли втиснуть поток событий в русло планов и стратегий. Концепцию V.U.C.A (изменчивость-неопределенность-сложность-неоднозначность) сменяет концепция B.A.N.I (хрупкость-беспокойство-нелинейность-непостигаемость). Мир не просто нестабильный, он словно сопротивляется самой идее системы,т предсказуемости. Горизонт планирования сузился, неоспоримые факты редки, как птица дронт, мыслить приходится по-новому уже сейчас. Это лишь пара важных перемен, которые ускорились в недавнее время. Жаль, что к их числу мы никак не можем отнести терпимость. В любом случае, обсуждаем мы сейчас не смену поколений в моде, а новый взгляд на вещи. Больше актуальных наблюдений и аналитики можно посмотреть в канале по этой ссылке ![]() «Бумер попросил X-ера рассказать миллениалам о зумерах», так в общих словах можно описать историю этой колонки. До недавнего времени так же можно было описать и всю систему моды. Она строилась на вертикалях и авторитетах, с их помощью передавалась информация о правильном и желательном – копилось десятилетиями, передавалось поколениями. Теперь ситуация меняется так быстро, что всякий сам старается понять, что нужно именно ему, в этот момент. Получится ли из этого новая система, нам еще предстоит узнать. ![]() Нет сомнений, что прямо на глазах рушится прежняя теория поколений, взгляд на молодежь как на «недовзрослых», которым после нескольких лет естественного юношеского бунта предстоит в чуть измененном виде унаследовать ценности старших. Для описания уместно вспомнить заключительные слова из «Гэтсби», романа о других ревущих 20х, веком раньше, когда перемены в обществе и экономике формировали свежие правила и мораль. Там героев сравнивали с суденышками, которые борются с течением и их постоянно сносит в прошлое. Сейчас условия жизни трансформируются насколько радикально, что уноситься в прошлое можно только в мечтах, с риском там и застрять. «Горе застрявшим!» - кричат капитаны миллионов суденышек и спешно перекидывают груз на спасательные плоты и понтоны. Багаж не разбирают, а то и вовсе сбрасывают, в надежде пополнить запасы на берегу. ![]() Однако надежда на твердый берег с понятными правилами и является главной частью старого багажа. Чистые сердцем дикари не выстраиваются с очередь, чтобы изучить священные книги и обменять свою вольность на бусы. Ну, сами бусы им, положим, еще могут понадобиться, только использовать их будут так, что никакому секс-шопу не снилось. Пока ваш речистый исксер не увяз окончательно в метафорах и аллегориях, давайте попытаемся вспомнить примеры из недавней истории моды, которые иллюстрируют этот переход от бремени карго-культа к радости первобытного творчества. Карта сейчас явно интереснее описываемой территории. Особенно далеко отходить не придется, достаточно последнего десятилетия – по нынешней классификации Поколением Z считают всех родившихся после 1998. Это почти треть населения Земли. Понятно, что привычные им условия и будут основой для новой нормы, раз уж старая так обветшала и стала любимым объектом критики. ![]() Главную критику вызывает сейчас само существование общих правил. Используемые для этого термины всем известны: колониальное мышление, токсичная маскулинность, дискриминация и привилегии. Эта новая риторика была применена к моде чуть не раньше прочих областей: за короткий срок из территории конформизма и соответствий она стала способом независимого самовыражения. Что само по себе исключает существование единой для всех системы. Первыми это почувствовали стилисты: запрос на упаковку для оценки со стороны быстро сменяется на стремление стилистически оформить сдвиги в самоощущении и биографии клиентов. Им не хватает средств, желания и навыков, чтобы быть идеальными для всех, о своем визуальном комфорте пусть сами «все» и позаботятся. Если удастся теперь отыскать хоть одну большую группу с общим восприятием. ![]() Как раз за последнее десятилетие растворился образ Чужого, которого узнавали по неправильности, несоответствию облика общественным конвенциям. Зумеры растут не просто с убеждением, что маргиналом быть круто, а в среде, которая не занимается противопоставлениями. Не сыскать больше костюмных маргиналов, только варианты нормы. Если изучить, к примеру, тэг #findmyaestetic в ТикТоке, обнаружишь десятки тысяч видео, в котором принадлежность к субкультуре выбирается обыденно, будто пара носков. Предметы, цвета, занятия, визуальные приемы и излюбленные фразы соединяются в подобие мудборда, находятся сотни определений, целые сетевые энциклопедии, которые помогают дать название эстетическому направлению, от dark academia до weirdcore. Здесь выбирают не моду, не набор одежды, а эстетику, это сообщество, которое дарит чувство принадлежности, позволяет точнее описать рамки личного в одежде. Когда слово обнаружено, легко найти персонажей для образца, а алгоритмы снабжают свежими примерами и источниками. ![]() Тут каждый сам себе Алиса в стране, где все незнакомо, но и отвращения не вызывает. С сочувствием рассматриваются любые проявления идентичности и ее оформления. Понятно, что в результате творчество часто направляется на создание вторичного, избыточного, созданного для уже существующей публики, а не в поисках новой. Мало кому хочется преследовать что-то, что не нашло пока выражения, уноситься в неведомое. Казалось бы, при повсеместном стремлении к уникальности в этом есть противоречие, однако его вполне нивелирует термин «массовая уникальность». Оксюморон, как и современная жизнь в целом. Еще лет пять назад так обозначали коммерческий ответ на стремление к непохожести, в диапазоне от «запланированных случайностей» в отделке продуктов IKEA до индивидуального наполнения посылок в Амазоне. Сейчас термин можно применить ко всему новому потреблению, где выбор важнее продукта. ![]() В моде это заметно особенно ярко, там самые актуальные продукты отличаются не дизайном, а сезонной цветовой модификацией в ограниченном выпуске. Вопрос, разве что, в том, что под этим термином они объединяются в единое понятие с работами Жанны Ланвен & Co. Но для экономики противоречие несущественное и вокруг феномена дропов был создан целый рынок перепродажи, растущий активнее прочих: к 2025 его объем перевалит за 50 млрд. долларов, обогнав показатели быстрой моды. Что лишний раз подчеркивает, «новое» теперь – не только что изготовленное, а находящееся в актуальном контексте. К выбору образов применим схожий принцип, сейчас главная особенность – его можно делать ситуативно, в моменте, не привязываться надолго. Для мира с непредсказуемым будущим это самая выигрышная позиция. Вполне в соответствии с нынешними настроениями: согласно опросам, две трети зумеров считают, что их идентичность невозможно описать в постоянных терминах, это процесс. В результате сопротивление унификации отлично уживается с клише. ![]() Постоянная работа с обликом, хоть и основана на старинной «золушкиной» сказке о том, как внешние изменения делают видимой глубинную сущность, у нового поколения имеет и более современные причины. Все знакомые ранее признаки взросления, от финансовой независимости и своего дома до карьеры и нуклеарной семьи, становятся все более недосягаемыми. Внешность кажется одной из немногих вещей, которая по-прежнему под контролем, решение находится не дальше собственного тела (как и весь актуальный горизонт планирования). В результате работа над имиджем, труд «быть собой и вдохновлять», заменяет работу как таковую, и современные цифровые платформы дают этому идеальную основу. Они стирают грань между торговлей, развлечением и коммуникацией. Мы уже сейчас наблюдаем последствия такой передачи стилистической информации: персонажи становятся все более аутентичными и спонтанными, уходит безоговорочная лояльность к маркам, подиум вновь становится местом экспериментов, в картинке все меньше украшающих фильтров и жесткой кураторской руки. ![]() Не нужно долго ходить с фонарем, чтобы увидеть контуры нового мира моды. Они еще зыбкие, но такими, скорее всего, и останутся впредь. Достаточно только рассмотреть, что пресловутые носки с сандалиями или мужские платья призваны не будоражить обывателей, а подчеркивать нынешнюю размытость границ. Любых: между элитарным и низовым, мужским и женским, старым и новым, цифровым и реальным. Сама авторская основа моды теперь под вопросом, коль скоро разница между оригинальным и заимствованным мало кого всерьез занимает, этот путь уже успешно пройден в современном искусстве. Самый модный жанр в литературе, автофикшн, тоже показывает, что описание опыта, релевантного аудитории, теперь важнее создания миров. В результате рассуждения, противопоставляющие «красивое/некрасивое», «модное/немодное», «бедное/дорогое» за короткий срок стали казаться устаревшими, слишком из 20 века. ![]() Если спросить, стала ли от этих перемен мода лучше, это и будет самый возрастной вопрос из всех возможных. Потому что он предполагает вечную иерархию правды, конкретный ответ, там, где сейчас возможны только моментальные мнения и суждения вкуса. Бесспорно, с точки зрения индустрии, которая привыкла к закрытости и ранжированности, в таком мире очень неуютно, возник он по нужде, из невозможности предсказать будущее, а не от хорошей жизни. Для анализа мы можем только ссылаться на нынешние истории успеха. Скажем, наблюдать, как Канье Уэст постепенно превращается в пророка, показывающего непривилегированным способы самоутверждения. Его новый контракт с GAP многократно расширит аудиторию, позволит перейти от спекуляции на недоступном, как в его коллабах с Adidas, к уличной мифологии для каждого. Это дизайн, контуры которого помогли определить люди его окружения. В частности, покойный Вирджил Абло, создававший моду с помощью надписей на чем угодно. Без лишних слов понятно, что ее ценность заключается в убежденности автора, его способности приписать ей некоторый набор ценностей и найти людей, которые эти ценности готовы разделить. Отсутствие формального образования и путь «извне» любых институций только подчеркивает этот революционный посыл к перераспределению влияния. Однако основной урок от присутствия рэперов и других чужаков в ранее заповедных областях заключается не в этичном переустройстве, не во вкусовых сдвигах, и даже не в торжестве партизанского маркетинга. Этот пример показывает, как соответствует времени гибкое восприятие мира, отказ от его пакетированного потребления. ![]() Непринятие бинарных схем у Поколения Z удобно описывать в зыбких терминах метамодерна, где невозможно зафиксировать окончательное значение, вся жизнь кажется колебанием между полюсами, преследованием бесконечно отступающих горизонтов. В результате и рождаются оксюмороны, мы их наблюдаем не только в новостях, но и на подиумах: прагматический идеализм или просвещенная наивность. Для иронии места не остается. Противоречия не снимаются, а остаются растворенными в атмосфере современности, поэтому для продажи контекст создания куда важнее вещей, он дарит чувство причастности. Если из предметов не создается рассказ о понятном аудитории опыте, частный взгляд с глобальным контекстом, то они выпадают из нашего дня, как новая версия «Секса в большом городе». ![]() Это свежий подход к разделению частного и общего, который традиционно оформляла одежда: как выделяться и к кому присоединяться. Точнее, это разделение становится таким же малозначимым, как прочие полярные противоречия. Нам остается только зафиксировать равенство продукта и контента, а также переход дизайнеров из положения творцов в лагерь стилистов и кураторов. Главное, чтобы при этом сохранялась субъективная позиция, удовольствие от роли «ненадежного рассказчика». Другую в нынешнем мире и представить сложно, чем с удовольствием воспользовался автор этой колонки. Если вы заглянете в Телеграм-канал, то сможете прочитать больше текущей аналитики и наблюдений. Хотите – верьте, а нет – понимайте ее по-своему, хорошо выйдет в любом случае. |
|