О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Ирландия, остров монахов

 


В «темные века» Средневековья Ирландия была одним из главных центров миссионерства и богословской учености. Уже в VI веке здесь существовало большое количество монастырей, и почти в каждом из них имелись библиотека и скрипторий, где переписывались книги, в том числе языческие. 

Христианство в Ирландию занесли галльские монахи, которые в изобилии населяли Францию со времен Мартина Турского, но официальным крестителем этой страны считается св. Патрик. Сын богатых римлян, он в 16 лет был похищен бандитами из собственной усадьбы и продан в рабство в Ирландию, где долго работал пастухом. Хозяева в насмешку дали ему прозвище Патрикий (то есть патриций), или Патрик. Бежав обратно к франкам, он несколько лет обучался в монастырях и вернулся в Ирландию уже в роли миссионера.

Из Ирландии христианство распространилось сначала в Британию, а потом с обратной волной миссионерства вернулось и в Галлию, получившей как бы второе крещение благодаря еще одному выдающемуся проповеднику — св. Колумбану.

Голубок

Родившийся в одном из ирландских монастырей, Колумбан (что значит Голубок) посвятил свою жизнь миссионерским странствиям и основал множество монашеских общин в Бургундии, Нейстрии, Австразии и Лангобардском королевстве. «В то время, – писал его биограф, – христианская вера то ли из-за обилия внешних врагов, то ли по небрежению епископов почти исчезла в тех краях. Люди только и помнили, что символ веры, а о спасительной благодати и борьбе с грехами плоти помышляли лишь немногие». 

Большинство местных жителей были уже крещены, но ирландцы вдохнули в христианство новую жизнь благодаря своей безупречной нравственности и искренности веры. В них была такая сила братской любви и такое терпение, такое стремление к кротости и дружественности, что невозможно было сомневаться: Бог жил среди них. 

Колумбан был высокообразованным человеком, хорошо знал античных авторов – Вергилия, Горация, Сенеку, – и еще лучше разбирался в христианской литературе. Он составил новый монашеский устав «Regula monachorum», который славился своей строгостью, и разработал подробную систему церковных наказаний с учетом степени вины и сана согрешившего: простые миряне наказывались в ней легче, чем монахи и тем более епископы. 

«Болтуна следует наказывать молчанием, – писал Колумбан, – неуемного – кротостью, прожорливого – постом, сонливого – бодрствованием, гордого – темницей». 

Согласно системе Колумбана, епитимья, то есть искупление греха, заключалась в церковном покаянии с временным отлучением от Евхаристии, а также в дополнительных постах, ограничении в пище вплоть до хлеба и воды, раздаче милостыни или ссылке. Предусматривались особые наказания за колдовство, ложные клятвы, кражи, драки (если с кровью – более суровые), зоофилию, пьянство, потерю Святых Даров, мастурбацию, общение с еретиками и неприличное обнажение во время совместного мытья. В отношении блуда принималось во внимание, молод ли монах или мирянин, женат он или нет, осуществил ли он свой замысел или только хотел, но не смог, потому что ему отказала женщина. 

Колумбан был не только миссионером, но и реформатором: он первым предложил ставить во главе монастырей не епископов, а аббатов, и ввел на Западе личную исповедь вместо общей (на Востоке то же самое сделал Василий Великий). Существует предание, что именно этот святой придумал обычай украшать елку на Рождество. Германцы в день зимнего солнцестояния продолжали почитать свое священное дерево – ель, а Колумбан мудро сохранил этот ритуал, придав ему христианскую символику и украсив ели вифлеемской звездой, крестами и свечами.

Перед смертью Колумбан написал монахам Люксейльской обители прощальное письмо, своего рода манифест миссионерства. «Куда бы Бог не послал вас – идите, и множество святых произойдет от вас. В конце концов, в бедах наших нет ничего нового… Без врагов не будет битвы, а без битвы – венца победителя. А где идет битва – там есть место и для отваги, и для мужества, и для терпения, и для верности, и для мудрости. Без борения стяжать можно разве что отчаяние и невзгоды. Итак, без боя не станешь победителем. И добавлю я – невозможен почет без свободы».

Примеры наказаний по Колумбану «Если какой клирик совершит человекоубийство и умертвит своего ближнего – пусть 10 лет в ссылке кается. Если кто совершит величайшее падение и породит сына, – исполняет 7 лет епитимьи на чужбине на хлебе и воде. Но если кто предается разврату, как делали содомиты, – пусть 10 лет епитимьи, 3 первых на хлебе и воде, 7 других воздерживается от вина и мяса, и пусть никогда не ночует с кем-либо другим. Если же кто совершит разврат именно с женщинами, но не порождает ребенка и об этом больше никто из людей не знает, если клирик – 3 года, если монах или дьякон – 5 лет, если священник – 7, если епископ – 12 лет».

Ученые и путешественники

Ирландское богословие многими своими нитями тянулось не к Западу, как можно было бы ожидать, а к далекой Византии. Из-за увлечения греческим неоплатонизмом и восточными отцами Церкви ирландцев даже прозвали «греками» и «александрийцами». 

Самым знаменитым из таких «греков» был Иоанн Скотт Эуригена, утонченный философ и богослов, живший в IX веке. В молодости он бежал из Ирландии от набегов норманнов и долго работал в так называемой Палатинской академии – придворной школе франкского короля Карла Лысого. 

С этим просвещенным королем его связывали дружеские, почти панибратские отношения. Известен эпизод, когда Эуригена пролил за столом вино, и сидевший напротив Карл Лысый шутливо спросил: «В чем разница между скоттом (то есть ирландцем) и скотом?» Философ рассмешил его своим дерзким ответом: «Они сидят по разные стороны стола». 

Эуригена знал не только латынь, но и греческий, он мог переводить такие сложные тексты, как теологические труды Дионисия Ареопагита, Григория Нисского и Максима Исповедника. В своем знаменитом трактате «О разделении природы» Эуригена, опираясь на учение неоплатоников, утверждал, что мир создается Богом из идей-логосов, которые затем воплощаются в конкретные вещи, а те, в свою очередь, снова возвращаются к Творцу как к своему первоисточнику: так происходит круговорот бытия и Бог познает Себя через собственное творение. 

В XI веке учение Эуригены было осуждено Церковью, но его идеи оказали большое влияние на западное богословие, превратив его из чисто практического в отвлечено-философское и заложив основу расцветшей позже схоластики. «Истинная философия есть истинная религия, и обратно, истинная религия есть истинная философия, – писал Эуригена. – Никто не восходит на небо иначе, чем через философию». Он считал, что разум и наука так же важны, как вера, они должны подтверждать авторитет вероучения, а не подчиняться ему слепо. 

Кроме высокой учености, для ирландского христианства были характерны строгий аскетизм, отшельничество и жажда странствий. Здесь возник особый тип странствующих монахов, peregrini, селившихся на уединенных и мрачных островах в северных морях. 

Истории этих путешествий обрастали легендами и превращались в увлекательные саги, где одинокие путники встречали фантастических чудовищ или попадали в загробный мир, находившийся где-то на западных островах. 

В одной из них, «Плавании Брендана», прозванном «монашеской Одиссей», рассказано о некоем Острове Радости, где живет община ирландских монахов, очень похожая на египетскую пустынь: отшельники обитают в разных кельях, встречаются только раз в неделю в церкви, питаются одними овощами и фруктами. 

Еще дальше на западе лежит «Обетованная земля святых», безмятежный рай, на поиски которого Брендан отправляется вместе с 14 монахами. По дороге они встречают плавучий остров, который на самом деле оказывается китом, гигантских овец, превосходящих размером быка, чудовищных морских котов, святого старца, на котором вместо одежды только белые перья, и даже Иуду Искариота, отдыхавшего на скале в перерывах между адскими пытками. 

В Европе это произведение пользовалось большой популярностью и было переведено на несколько языков. 

Как и почему возникло монашество

О том, как Пахомий создал первый монастырь

Как жили монахи и отшельники

Как жили монахи и отшельники. Часть 2

Как жили монахи и отшельники. Часть 3

Сирийское монашество - предел суровости

 
Сегодня в СМИ