![]() |
О проекте | | Редакция | | Контакты | | Авторам | | Правила | | RSS | |
Ирландия, остров монахов
В «темные века» Средневековья Ирландия была одним из главных центров миссионерства и богословской учености. Уже в VI веке здесь существовало большое количество монастырей, и почти в каждом из них имелись библиотека и скрипторий, где переписывались книги, в том числе языческие. ![]() Христианство в Ирландию занесли галльские монахи, которые в изобилии населяли Францию со времен Мартина Турского, но официальным крестителем этой страны считается св. Патрик. Сын богатых римлян, он в 16 лет был похищен бандитами из собственной усадьбы и продан в рабство в Ирландию, где долго работал пастухом. Хозяева в насмешку дали ему прозвище Патрикий (то есть патриций), или Патрик. Бежав обратно к франкам, он несколько лет обучался в монастырях и вернулся в Ирландию уже в роли миссионера. Из Ирландии христианство распространилось сначала в Британию, а потом с обратной волной миссионерства вернулось и в Галлию, получившей как бы второе крещение благодаря еще одному выдающемуся проповеднику — св. Колумбану. ГолубокРодившийся в одном из ирландских монастырей, Колумбан (что значит Голубок) посвятил свою жизнь миссионерским странствиям и основал множество монашеских общин в Бургундии, Нейстрии, Австразии и Лангобардском королевстве. «В то время, – писал его биограф, – христианская вера то ли из-за обилия внешних врагов, то ли по небрежению епископов почти исчезла в тех краях. Люди только и помнили, что символ веры, а о спасительной благодати и борьбе с грехами плоти помышляли лишь немногие». Большинство местных жителей были уже крещены, но ирландцы вдохнули в христианство новую жизнь благодаря своей безупречной нравственности и искренности веры. В них была такая сила братской любви и такое терпение, такое стремление к кротости и дружественности, что невозможно было сомневаться: Бог жил среди них. Колумбан был высокообразованным человеком, хорошо знал античных авторов – Вергилия, Горация, Сенеку, – и еще лучше разбирался в христианской литературе. Он составил новый монашеский устав «Regula monachorum», который славился своей строгостью, и разработал подробную систему церковных наказаний с учетом степени вины и сана согрешившего: простые миряне наказывались в ней легче, чем монахи и тем более епископы. «Болтуна следует наказывать молчанием, – писал Колумбан, – неуемного – кротостью, прожорливого – постом, сонливого – бодрствованием, гордого – темницей».Согласно системе Колумбана, епитимья, то есть искупление греха, заключалась в церковном покаянии с временным отлучением от Евхаристии, а также в дополнительных постах, ограничении в пище вплоть до хлеба и воды, раздаче милостыни или ссылке. Предусматривались особые наказания за колдовство, ложные клятвы, кражи, драки (если с кровью – более суровые), зоофилию, пьянство, потерю Святых Даров, мастурбацию, общение с еретиками и неприличное обнажение во время совместного мытья. В отношении блуда принималось во внимание, молод ли монах или мирянин, женат он или нет, осуществил ли он свой замысел или только хотел, но не смог, потому что ему отказала женщина. ![]() Колумбан был не только миссионером, но и реформатором: он первым предложил ставить во главе монастырей не епископов, а аббатов, и ввел на Западе личную исповедь вместо общей (на Востоке то же самое сделал Василий Великий). Существует предание, что именно этот святой придумал обычай украшать елку на Рождество. Германцы в день зимнего солнцестояния продолжали почитать свое священное дерево – ель, а Колумбан мудро сохранил этот ритуал, придав ему христианскую символику и украсив ели вифлеемской звездой, крестами и свечами. Перед смертью Колумбан написал монахам Люксейльской обители прощальное письмо, своего рода манифест миссионерства. «Куда бы Бог не послал вас – идите, и множество святых произойдет от вас. В конце концов, в бедах наших нет ничего нового… Без врагов не будет битвы, а без битвы – венца победителя. А где идет битва – там есть место и для отваги, и для мужества, и для терпения, и для верности, и для мудрости. Без борения стяжать можно разве что отчаяние и невзгоды. Итак, без боя не станешь победителем. И добавлю я – невозможен почет без свободы». Примеры наказаний по Колумбану «Если какой клирик совершит человекоубийство и умертвит своего ближнего – пусть 10 лет в ссылке кается. Если кто совершит величайшее падение и породит сына, – исполняет 7 лет епитимьи на чужбине на хлебе и воде. Но если кто предается разврату, как делали содомиты, – пусть 10 лет епитимьи, 3 первых на хлебе и воде, 7 других воздерживается от вина и мяса, и пусть никогда не ночует с кем-либо другим. Если же кто совершит разврат именно с женщинами, но не порождает ребенка и об этом больше никто из людей не знает, если клирик – 3 года, если монах или дьякон – 5 лет, если священник – 7, если епископ – 12 лет».Ученые и путешественники Ирландское богословие многими своими нитями тянулось не к Западу, как можно было бы ожидать, а к далекой Византии. Из-за увлечения греческим неоплатонизмом и восточными отцами Церкви ирландцев даже прозвали «греками» и «александрийцами». Самым знаменитым из таких «греков» был Иоанн Скотт Эуригена, утонченный философ и богослов, живший в IX веке. В молодости он бежал из Ирландии от набегов норманнов и долго работал в так называемой Палатинской академии – придворной школе франкского короля Карла Лысого. С этим просвещенным королем его связывали дружеские, почти панибратские отношения. Известен эпизод, когда Эуригена пролил за столом вино, и сидевший напротив Карл Лысый шутливо спросил: «В чем разница между скоттом (то есть ирландцем) и скотом?» Философ рассмешил его своим дерзким ответом: «Они сидят по разные стороны стола». Эуригена знал не только латынь, но и греческий, он мог переводить такие сложные тексты, как теологические труды Дионисия Ареопагита, Григория Нисского и Максима Исповедника. В своем знаменитом трактате «О разделении природы» Эуригена, опираясь на учение неоплатоников, утверждал, что мир создается Богом из идей-логосов, которые затем воплощаются в конкретные вещи, а те, в свою очередь, снова возвращаются к Творцу как к своему первоисточнику: так происходит круговорот бытия и Бог познает Себя через собственное творение. В XI веке учение Эуригены было осуждено Церковью, но его идеи оказали большое влияние на западное богословие, превратив его из чисто практического в отвлечено-философское и заложив основу расцветшей позже схоластики. «Истинная философия есть истинная религия, и обратно, истинная религия есть истинная философия, – писал Эуригена. – Никто не восходит на небо иначе, чем через философию». Он считал, что разум и наука так же важны, как вера, они должны подтверждать авторитет вероучения, а не подчиняться ему слепо. ![]() Кроме высокой учености, для ирландского христианства были характерны строгий аскетизм, отшельничество и жажда странствий. Здесь возник особый тип странствующих монахов, peregrini, селившихся на уединенных и мрачных островах в северных морях. Истории этих путешествий обрастали легендами и превращались в увлекательные саги, где одинокие путники встречали фантастических чудовищ или попадали в загробный мир, находившийся где-то на западных островах. В одной из них, «Плавании Брендана», прозванном «монашеской Одиссей», рассказано о некоем Острове Радости, где живет община ирландских монахов, очень похожая на египетскую пустынь: отшельники обитают в разных кельях, встречаются только раз в неделю в церкви, питаются одними овощами и фруктами. Еще дальше на западе лежит «Обетованная земля святых», безмятежный рай, на поиски которого Брендан отправляется вместе с 14 монахами. По дороге они встречают плавучий остров, который на самом деле оказывается китом, гигантских овец, превосходящих размером быка, чудовищных морских котов, святого старца, на котором вместо одежды только белые перья, и даже Иуду Искариота, отдыхавшего на скале в перерывах между адскими пытками. В Европе это произведение пользовалось большой популярностью и было переведено на несколько языков. Как и почему возникло монашество О том, как Пахомий создал первый монастырь Как жили монахи и отшельники Как жили монахи и отшельники. Часть 2 Как жили монахи и отшельники. Часть 3 Сирийское монашество - предел суровости |
|