О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Про HASSELBLAD

 


Не знаю с чего начать. Умные люди поговаривают, что с начала и наверное в этом есть рациональное зерно. 

Начало было так себе. Передали мне в служебное пользование бывшую в употреблении камеру HASSELBLAD, а именно модель X1D. Получилось так что выбор был сделан без моего участия, как и само приобретение.

На тот момент у меня уже был более чем 30-летний опыт фотосьемки и последнее десятилетие я имел довольно тесные и почти неразрывные отношения с камерами SONY, и в тот момент в руках была полнокадровая семерка. И как то вот этот союз меня вполне устраивал и даже регулярно радовал, так как «друг мой» был и резв вполне и капризен в меру и исполнителен без устали. И учитывая наличие пары объективов SONY и ZEISS, а также переходника на объективы CANON был я практически счастлив об ином и не размышляя.

Именно поэтому мне кажется моего мнения и не спросили приобретая HASSELBLAD. Вот тут владельцы камер SONY меня наверное поймут. Ведь когда в руках удобный, понятный и ловкий фотоаппарат зачем тебе вот это – шведское, ручной сборки, среднего формата и за безумные деньги. Зачем!?

HASSELBLAD X1D
HASSELBLAD X1D

Кстати, о безумных деньгах. Уже позже я узнал цену вопроса и была она не так головокружительна как многие думают. Тушка камеры HASSELBLAD X1D (v.1) была куплена на EBAY за 2600 USD и имела чуть более 4000 снимков. Объектив XCD 45/3.5 был куплен там же за 899 USD и отработал до продажи 1600 кадров. Уже тут в Москве был приобретён переходник на объективы HASSELBLAD H за 35000 руб и на Алиэкспресс куплен TECHART TCX-01 для использования линз CANON за 32000 руб, что собственно снимало все ограничения для моих фантазий. Про переходники и объективы это та еще история и об этом наверное напишу отдельно, тем более что тема не очень-то и раскрыта даже там «за бугром».

Так вот, беру я в руки HASSELBLAD. Первый раз. В руки знавшие последние 10 лет только SONY, ну и иногда CANON. И что!? Вот тут наверное все подумают, ну как что – восторг, восхищение и слезы радости! Да ну, конечно. Ни капли!

Матрица среднего формата от HASSELBLAD это 43,8 × 32,9 мм
Матрица среднего формата от HASSELBLAD это 43,8 × 32,9 мм

Не знаю как у других, но у меня за годы регулярного нажимания на спусковую кнопку камеры, выработался своеобразный стереотип, этакий штамп призмы профдеформации. Штамп в отношении производителей фотоаппаратов и что еще более важно, в отношении хозяев этих самых камер. И тут прямо все не сложно. CANON и NIKON это рабочие лошадки, для профессионалов с большим опытом. Они никогда не подводят. Ни камеры, ни их хозяева. Тут все ясно. SONY это для новичков и тех кто всегда жаждет получить немного больше, и не боится чем-то пожертвовать. LEICA – это понты. Имидж и непомерная цены. HASSELBLAD – фотоаппарат сконструированный шведами, чтобы утереть нос японцам, отправить его в космос и продавать только снобам. Вот как-то так. Просто, цинично и немного по-детски.

Ах, да. Забыл. Есть еще те кто до сих пор снимают на пленку. Ну эти вообще – чужие, в смысле «alien», ну то есть с другой планеты. Ну, извините.

В общем-то получилось так что фотоаппараты эти довольно редки и не только в России. Ну вот не много их. Если кто скажет что у него есть два знакомых, которые снимают на HASSELBLAD я ему просто не поверю. А если иной заявит что имеет 10 знакомых, которые снимают на CANON, то ему поверит любой. 

И вот у меня в руках это скандинавское чудо. Я его вижу в первый раз. Он меня тоже. И вроде все как обычно – форма уже ставшая привычной, задний дисплей, две флэш-карты, аккумулятор снизу вываливается. Но как-то все не так как всегда. Есть какой-то подвох! Но где не ясно.

В общем и целом знакомство было не простым. Но благо инструкция на русском имеется в свободном доступе, меню русское также по умолчанию вшито и худо-бедно через неделю вроде освоился с ним, с X1D с этим. И в общем оказался аппарат вполне рабочим, с норовом, но привыкнуть можно. Например, карты память ему только скоростные подавай, иначе ругается, прямо не замолкая. Вес и габариты, по сравнению с SONY полнокадровой, заметно больше. Настройки все понятны, но привыкнуть нужно. 

Одна из первых фото. Домашние условия, один искусственный источник света с рассеивателем.
Одна из первых фото. Домашние условия, один искусственный источник света с рассеивателем.

Короче не мало времени прошло, пока пообтерлись, помучали друг друга, но до развода не дошло. И как-то потом вот товарищ этот стал удивлять меня. Ну конечно, скажите вы, еще бы – ручная сборка настоящими шведскими лапками, средний формат это ж 44х33 мм против 36x24 мм полного кадра, а оптика японская. А!? Да, согласен, все так. И лапки и миллиметры и линзы, все не мимо, все в точку. Но есть еще что-то, более важное и менее явное. И я так понимаю, что дело все в алгоритмах обработки, в нулях и единицах что в матрице рождаются.

Похоже что CANON и NIKON, и SONY вдогонку, выращивали свои алгоритмы в одной песочнице. Ну в их, в японской, там где солнце встает. А HASSELBLAD свои растил отдельно, у себя в Скандинавии. Там вообще не песочница была, а аскетичные северные просторы и строгая няня, за руку таскающая свое подопечное по музеям и библиотекам, консерваториям и кафедральным соборам. И все это – готическая музыка, северогерманские языки, средневековые полотна – пропитало саму суть, основу каждого снимка камеры HASSELBLAD. Не знаю… 

Может так, а может и нет. Но снимки получаются на X1D другие. В них какая-то художественность заложена сразу, прямо изначально, до обработки. И цвета какие-то естественные и линии не жесткие. Еще до обработки. До!

Студийная фото. Фон, три источника освещения.
Студийная фото. Фон, три источника освещения.

Про обработку, к слову, не могу не сказать. Шведские ребята прямо заморочились. Сделали не просто RAW-конвертор, они сваяли полноценную программу – PHOCUS. И это вполне себе конкурент LIGHTROOM, ну то есть полностью. И даже есть подозрение что в некоторых местах поудобнее. 

Так что HASSELBLAD X1D оказался не прост, и удивил не по-детски. Да так что я и на обладателей LEICA стал смотреть по иному. Наверное они знают что-то, просто не рассказывают. 

Но не прошло и полгода, как X1D меня лишили. Опять же меня не спрашивая. И вручили в руки FUJI GFX 50S. Вот те на. Приехали! Ну об этом в следующий раз.

Так я все это к чему!? Не то чтобы виват HASSELBLAD или даешь средний формат в массы. Нет! Упаси боже. Если вы успешно снимаете на свой дорогующий смартфон и решили что уже давно фотомастер 80го уровня, не стоит тянутся руками к HASSELBLAD, даже смотреть в ту сторону не нужно. А вот если вы лет 20-30 снимаете на CANON или NIKON, не нужно так презрительно морщится на шведскую технику. Найдите человека с такой камерой. Уговорите его на недельку отдать аппарат Вам. 

Кто знает, может это она – ваша Судьба!

Да, именно так может выглядеть Судьба Фотографа.
Да, именно так может выглядеть Судьба Фотографа.


 
Сегодня в СМИ