О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

«Оскар-2022»: Лучший фильм на иностранном языке

 


В этом году на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» представлены картины из европейских и азиатских стран. Всё это участники престижных мировых фестивалей. Выделяется разве что экзотическая (потому что из Бутана) семейная драма «Лунана: Як в классной комнате». Рассказываем о раскладе сил в интернациональной номинации.

16+

Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины», реж. Рюсукэ Хамагути
Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины», реж. Рюсукэ Хамагути
«Сядь за руль моей машины», реж. Рюсукэ Хамагути (Япония)

«Сядь за руль моей машины» Рюсуке Хамагути — главный кандидат на награду в этой оскаровской категории. Формально Хамагути экранизирует 

один из рассказов Харуки Мураками, но на деле этот фильм — гораздо больше, чем адаптация. Это своеобразное продолжение рассказа Мураками, и эстетика повествования японского режиссера здесь, как и в других его фильмах, представляет собой мозаику из емких историй, архипелаг жизней.

Главный герой фильма Юсуке — актер и успешный театральный режиссер, его конек – экспериментальные мультиязычные постановки. Сейчас он работает над «В ожидании Годо» Беккета. Но однажды с его любимой женой Ото случается беда. После этого очерствевший Юсуке отправляется на театральный фестиваль в Хиросиме, где ему вновь предложили поставить чеховского «Дядю Ваню». Ранее он уже не раз исполнял центральную роль. Этого от него ждут и организаторы фестиваля. По только ему одному известной причине он выбирает на главную роль в постановке самоуверенного молодого любовника своего жены, Кодзи, уверяя его, что грим скроет разницу в возрасте. Эта странная дуэль между двумя мужчинами происходит одновременно с развивающимися отношениям Юсуке и его водительницы Мисаки. Девушка молчалива, но за то время, которые они проводят в дороге, между героями устанавливается едва ли им самим понятная близость. Просто они оба знают, что такое потеря.

Пьеса Чехова, со всем ее отчаянием и сожалением об упущенных возможностях, становится в режиссерских руках Хамагути самостоятельным персонажем фильма. А Юсуке продолжает рассуждать и терзаться. Что если бы он смог совладать со своими чувствами, проглотить гордость и рассказать жене о том, что он знал о ее тайной эротической жизни? Спасла бы эта честность их отношения? Мисаки продолжает терзаться собственной горькой правдой (в конце Хамагути расскажет и ее историю). И режиссеру совершенно не важно, согласуется она или нет с остальными главами фильма. Жизнь других людей сложна и скрыта от посторонних глаз, и все мы слишком высокомерны в тот момент, когда думаем, что знаем всё о людях, встречающихся нам на пути.

«Худший человек на свете», реж. Йоаким Триер (Норвегия)

Фильм Йоакима Триера, норвежского режиссера, подарившего миру тревожный триллер о телекинезе «Тельма» и сложную драму о наркомании «Осло, 31 августа», вполне может посоперничать за награду с фильмом Хамагути. На этот раз Триер взялся за один из самых сложных жанров — романтическую драму, которую объединил с другим, не менее хитрым видом сторителлинга — драмой взросления.

Джули — студентка-медик, которая, как и все, ищет свой путь. Через какое-то время она понимает, что медицина ее не интересует — она хочет изучать психологию. А после нее следует фотография. У Джули начинаются отношения с известным создателем комиксов Акселем, но когда ей исполняется 20 лет, она обнаруживает, что Аксель становится всё более и более популярным, в то время как она работает всего лишь продавцом-консультантом в книжном магазине. Ситуация доходит до критической точки, когда Джули совершенно случайно, на чужой свадьбе, встречает Эйвинда. Будет ли он наконец соответствовать ей и ее устремлениям? Чего вообще она, Джули, хочет от жизни?

Ренате Рейнсве, актриса, исполнившая главную роль и получившая за нее совершенно заслуженную награду в Каннах, держит на себе весь фильм и, без сомнений, готова конкурировать в своей зрелой и чувственной игре с лучшими европейскими актрисами. Название фильма — еще одна загадка для зрителя: кто он, этот худший человек? Сама Джули? Но ведь как и любой в возрасте 20 лет или даже чуть старше, она боится ужасной необратимости человеческого выбора и пытается идти к своей судьбе как может — пусть и на ощупь. Или это кто-то из ухажеров Джули? Или вообще зритель, которого Триер так и норовит окунуть в очередную сцену, где нужно будет занять четкую моральную позицию, прямо как в жизни? Каждому свое.

«Рука бога», реж. Паоло Соррентино (Италия)

Паоло Соррентино быть в этой номинации не впервой: в 2014 году его картина «Великая красота» уже становилась лучшим иностранным фильмом (за это время категория успела поменять название). В 2022-м итальянца трудно назвать фаворитом — хватает достойных конкурентов. «Рука Бога» — это по-своему новая глава для режиссера, его вход в автобиографический канон, в котором уже ставшие легендарными кинематографисты — например, Феллини или Альмодовар — переосмысляют собственную реальность, после того, как им исполнилось 50.

Главный герой «Руки бога» — юный Фабьетто, который живет в Неаполе. На дворе 1984 год, город охвачен лихорадкой имени Диего Армандо Марадоны. Ходят слухи, что легендарный аргентинский футболист подумывает о переходе из «Барселоны» в «Наполи». И Фабьетто не находит себе места от охватившего его волнения. Но культ Марадоны — конечно, далеко не всё, что происходит в жизни парня. В его большой семье много интересных персонажей: от брата-актера до отца-коммуниста. Каждый из них ищет своего счастья. Но вскоре истории других героев отходят на второй план, и Фабьетто становится подлинной фигурой притяжения зрительского внимания. Парень находит утешение в кино, заводит новых друзей, вздыхает по собственной тетушке, бродит по улицам и изо всех сил пытается проложить себе дорогу в сомнительное, но такое искрящееся надеждой будущее.

Соррентино наводит камеру на пышные гавани, помещает своих персонажей в полуразрушенные особняки и устрашающие, похожие на пещеры, больничные коридоры. Все в «Руке бога» зрителю кажется таким большим. А тому самому богу — неважным и мелким, как и любая человеческая жизнь.

«Побег», реж. Йонас Поэр Расмуссен (Дания)

Анимации в этой оскаровской категории не было аж с 2009 года, когда за право стать лучшим фильмом на иностранном языке среди прочих боролся израильский «Вальс с Баширом» Ари Фольмана. Главный герой «Побега» по имени Амин — афганский беженец. Сегодня он живет в Дании со своим партнером. Но важно, что было до. До того, как оказаться в спокойной и благоустроенной Европе, Амин проделал путь из раздираемого войной Кабула 80-х, успел пожить в Москве и даже застать очереди в первый «Макдоналдс». И те травматические события он прекрасно помнит и сегодня. Они мучают его уже почти три десятка лет, только до сегодняшнего дня он боялся говорить об этом вслух.

Прототип Амина в фильме — реальный друг режиссера Йонаса Поэра Расмуссена, с которым они дружат много лет. Однако свою историю Амин рассказал режиссеру только спустя годы их дружбы. И дело не только в том, что он не был готов делиться тем, что оставило в нём глубокую травму, проживаемую до сих пор. Расмуссену тоже потребовалось время, чтобы понять, каким именно способом вести повествование такого масштаба. В конечном счете режиссер выбирает анимацию в качестве основного приема, но также вплетает в фильм кадры из архивов, исчерпывающе сообщающие зрителю о политическом хаосе, окружавшем жизнь Амина как в Афганистане, так и в России. «Побег» — удивительно гуманный и сложный фильм, разъясняющий судьбу одного человека, которую слишком легко можно было бы упростить. Датская картина является ярким примером ставшего популярным в последние годы жанра анимадока. Благодаря нему на экране появляются истории, которые невозможно представить в каком-либо другом формате.

«Лунана: Як в классной комнате», реж. Паво Чойнинг Доржи (Бутан)

Это второй фильм родом из Бутана, который был номинирован на премию «Оскар». Его главный герой по имени Угьен — молодой учитель, который заканчивает государственную стажировку и преподает в столице Бутана. Однако ему не нравится думать о том, что его дальнейший путь — это учительская стезя. Парень мечтает уехать в Австралию и быть певцом. Но против правил не пойдешь. И чтобы закончить стажировку, Угьену нужно отправиться к черту на куличики — то есть в одну из далеких бутанских деревень, проделав весь путь через горы, пешком. В Лунане ему предстоит учить нескольких детишек в одной-единственной на всю округу школе. Но главное, герою предстоит понять, что счастье совсем рядом, а не где-то в интернете или других благах цивилизации.

Яркий дебют сценариста и режиссера Паво Чойнинга Доржи снят в красивейших местах планеты, вокруг самой отдаленной от других частей света школы, с впечатляющим актерским составом из непрофессионалов. Съемки фильма проходили в настоящей Лунане, и велись если не на коленке, то точно без электричества, которого в этой деревне нет и в XXI веке. Картина уже получила призы зрительских симпатий на многочисленных фестивалях, включая киносмотры в Палм-Спрингс и Каире. Любовь самого Доржи к Бутану пронизывает каждый кадр фильма, но в первую очередь его интересует вопрос о том, как сегодня живется молодому поколению в Бутане. И могут ли эти невинные дети действительно вырасти такими счастливыми, как о них привык думать остальной мир?

Текст: Ксения Ильина


 
Сегодня в СМИ