О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

ДЕТСКИЙ САД ≠ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 


Если ваш ребёнок ходит в детский сад из острой необходимости, а ваша семья буквально на стадии выживания, то можете не читать эту статью. Если же вы отдали ребёнка с целью успешной социализации и развития важных для общества качеств, то очень надеюсь, что она поможет вам пересмотреть свои взгляды.


Первые детские сады появились в конце XIX века как временный пристрой детей на время работы их матерей. С ростом культуры потребления и удорожания жизни мужчина уже не мог содержать всю семью, количество детей в семье сократилось, к тому же женщины активно стали бороться за свои равные права на образование и трудовую деятельность. В итоге дети стали наиболее дискриминируемой прослойкой общества, так как не могли отстаивать свои права, находясь в зависимой позиции, неспособные к самостоятельному выживанию.


Для того, чтобы разрекламировать новые учреждения, нужно было прибегнуть к обоснованию их привлекательности: так появился миф про социализацию, необходимость общения со сверстниками, неподходящую для взросления домашнюю атмосферу, и как вывод - некомпетентность матерей в вопросах воспитания собственных детей.

Практически параллельно возникают родильные дома - женщину отключают и от интимного биологического процесса, ограничивая медицинскими предписаниями, удобными для врачей - нефизиологичный родильный стул, стимуляция надавливанием на живот, введение в организм ускоряющих роды, но причиняющих вред как роженице, так и ребёнку, медикаментов, использование щипцов, рост кесарева сечения. Домашние роды стали порицаться и высмеиваться. Женщинам предъявляют обвинение в безответственности и причинении намеренного вреда своему ребенку. Ребёнок, не посещающий детский сад, вызывает недоумение, а матери сталкиваются с навешиванием унизительных ярлыков, в том числе негативных последствий для развития ребёнка (что опровергается мало кого интересующими исследованиями). Для того, чтобы детей можно было поскорее отдать в государственные учреждения, а маму вернуть “к станку”, нужно было сделать так, чтобы ребёнок максимально был независим от матери - так, стали активно внедряться детские смеси уже начиная с роддома, как замена грудному вскармливанию, длительное кормление опять же стало осуждаться и высмеиваться обществом, а консультанты по сну взялись за дрессировку самостоятельным засыпанием и пропагандой раздельного сна с самого рождения.


Люди очень быстро забывают свою историю, и что важно - природу взросления и становления, и все легче поддаются манипуляции и пропаганде. Важно задать здесь вопрос: кому это все нужно? В первую очередь, это нужно тем, кому надо продавать вам ещё больше товаров, создать иллюзию недостаточности средств. Вы заметили, что чем больше вы получаете денег, тем больше ощущение их нехватки? Смотришь назад и думаешь, как ты мог жить на ту небольшую сумму, куда уходят новые деньги, ведь ощущения “лишних финансов” так и не появилось. Необходимость выхода женщины как можно скорее на работу стала подкрепляться мнением, что время с ребёнком способствует деградации - всем известны мемы и шутки по поводу “отупения” во время декрета. И лишь единицы видят в декрете приобретение новых организаторских и коммуникативных навыков, углубление познания человеческой природы и психологии, развитие способности к мультизадачности и таймменеджменту, самоконтролю и терпению. Я не говорю уже о возможности получить дополнительное образование или углубить уже имеющееся.


Если предыдущее послевоенное поколение встретилось с острой необходимостью передать своих детей государству, зачастую лишенные кормильца и вынужденные буквально выживать, то последующее поколение уже столкнулось с результатом преждевременной социализации. Современные родители прибегают к помощи курсов и учебников по правильному купанию и кормлению своих детей, обращаются к консультантам по грудному вскармливанию и детскому сну, и следом же практически на весь день отдают ребёнка государству. И чем страна больше заточена на массовое потребление, тем раньше детей забирают из семьи. Видят члены семьи друг друга исключительно пару часов вечером и немного утром, а на выходных прибегают к развлекательным мероприятиям, словно заглаживая вину, но на самом деле многолюдные места способствуют разделению и говорят о том, что родитель просто не знает, как общаться со своим ребёнком наедине. Эти проблемы вскрыла пандемия и вынужденная самоизоляция, когда интернет взорвался мемами про ужасное время с членами своей семьи.

Человек никогда не был таким одиноким, как сейчас. Мы словно рядом, но не вместе. Мир разделился на детский и взрослый, и детям нет приглашения, они растут в окружении таких же “слепых” сверстников. Инстинкт привязанности очень грубый, но и умный (это обусловлено эволюционными процессами) в том плане, что ребенку необязательно быть привязанным только к значимому взрослому - при его отсутствии он привязывается к тем, кто находится в большем доступе. Но насколько доступны другие дети, какое развитие они могут дать, чему могут научить. Какие процессы мы сейчас наблюдаем в обществе? Техногенный скачок произошёл и замер, а духовного развития так и не прибавилось. Мышление стало клиповым, поверхностным, легко поддающимся воздействию, появилась нехватка в критическом анализе, стало преобладать копирование, но не создание. Общество находится в стагнации. Рост развивающих кружков и раннего развития заточен на коллективизм и шаблонность мысли. То, что в капиталистических странах процветает индивидуализм - лишь созданная властью иллюзия, как и псевдодемократия. Любому государству выгодно иметь удобных и подверженных мнению своего окружения граждан, об этом также свидетельствует ряд психологических тестов, таких как “чёрное-белое”, “портрет преступника”, “соленая/сладкая каша”, проведённых в различных строях общества.


Детские сады создают условия преждевременного помещения ребёнка в коллектив, неготового к столкновению с такими же незрелыми личностями. Социализация - это не коммуникативные способности. Это интеграция в общество без потери своей индивидуальности. Для понимания становления человека помогает теория организма Вернера, его ортогенетический принцип развития природы. Согласно этому принципу, всюду, где есть развитие, оно идёт от состояний относительной глобальности и отсутствия дифференциации к состояниям большей дифференцированности, артикулированности и иерархической интеграции. По этому принципу развивается все, что существует в природе, достаточно понаблюдать за делением клетки. Так, для человеческого ребёнка свойственно первоначальное слияние со значимым взрослым и постепенная сепарация. Данная сепарация происходит в ходе развития мозга, интеграции двух полушарий и зарождения смешанных чувств, а также углубления привязанности через шесть уровней (согласно канадскому психотерапевту Гордону Ньюфелду). Смешанные чувства необходимы для способности к социально важным качествам, которые невозможны до их формирования в виду физиологических причин, а происходит интеграция в лучшем случае к 5-6 годам. Надёжная привязанность способствует становлению личности и формированию устойчивой индивидуальности. И главное - зрелости. Психологическая зрелость подразумевает под собой способность изменяться под влиянием того, что невозможно изменить, способность функционировать отдельно и независимо, способность одновременно быть вместе и отдельно, то есть быть цивилизованным, ответственным, учитывающим интересы других, уважительным, ценящим равноправие.

“Индивидуация - это процесс развития интеграции, соединения мыслей и чувств в единое целое для формирования личности, собственного “я”. Несмотря на то, что индивидуация критична для развития, она не является неизбежной и происходит спонтанно после приблизительно трёх лет жизни в наполняющей привязанности” (Д.Макнамара).


Чтобы понимать последствия разделения со значимым взрослым для ребёнка, следует ознакомиться с целой стопкой исследований, указывающих на то, что современные условия в детском саду удерживают повышенный уровень кортизола - гормона стресса - практически в течении всего дня, ребёнок при этом может не выражать никаких “негативных проявлений”. Гормон стресса при этом является одной из причин развития болезней психосоматического свойства (дети чаще болеют не из-за столкновения с новыми вирусами, а из-за сниженной иммунной системы). То, что родители зачастую принимают за благо, оказывается симптомами разрушения отношений со значимым взрослым и перепривязанности к сверстникам: отсутствие слез, отказ от заботы, развитие альфа-комплекса (псевдонезависимость), повышенный аппетит (заедание стресса), ярое стремление скорее встретиться со своими друзьями (переориентация, смещение привязанности).


Повышенная фрустрация делает детей агрессивными, отсутствие столкновения со слезами тщетности “избалованными”, переориентация на сверстников - “неуправляемыми”, поддержание дисциплины путём разрушения отношений “инфантильными” - все это усложняет заботу о детях. И главное - не способствует развитию индивидуальности и личности, так как вся энергия уходит на поддержание контакта и близости, на работу над отношениями, вместо ощущения надежной базы, расслабления и удовлетворения природного любопытства и интереса. В итоге мы получаем поколение iGen - детей и подростков, крепко перепривязанных к гаджетам, соцсетям и сверстникам, глубоко одиноких, скучающих, с мыслями о суициде уже в восемь лет. Когда нет надежной привязанности, ее ищут в другой форме - отсюда алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи, видеоигры, социальные сети.


Самое интересное, что детей отдают в детские сады якобы для социализации, но на самом деле выключают из реальной жизни. Ребёнка помещают в мыльный пузырь, отсекают от общества, от наблюдения за взаимоотношениями и бытовыми процессами во взрослом мире, в природе. Отключать из своей жизни детей начинают уже до года, включая мультики при любой ситуации, когда нужно содействие, концентрация или появляется время для общения со взрослым.

Тема детского сада необъятная, здесь ещё стоило бы затронуть много других факторов, но для запуска пересмотра своей точки зрения по этому поводу, думаю, достаточно. Самое коварное то, что современные мамы даже не допускают мысли о том, что детский сад - это необязательный этап, более того - исключительно вынужденная мера. Кто же пошёл на это, должен знать, что есть определённые способы минимизации негативных последствий от разделения со значимым взрослым.


Обняла,
ваша Ира

Мой Инстаграм
Мой тг-канал

 
Сегодня в СМИ