![]() |
О проекте | | Редакция | | Контакты | | Авторам | | Правила | | RSS | |
как людоедка Эллочка проявила недопонимание современного ей ар-деко
Внезапно поняла (даже не перечитывая классиков, а просто по памяти), что Ильф и Петров в известном всякому школьнику пассаже - «В такой великий час к ней пришла Фима Собак. Она принесла с собой морозное дыхание января и французский журнал мод. На первой его странице Эллочка остановилась. Сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа. Это решило все. — Ого! — сказала Эллочка самой себе. Это значило: «Или я, или она». Утро другого дня застало Эллочку в парикмахерской. Здесь Эллочка потеряла прекрасную черную косу и перекрасила волосы в рыжий цвет. Затем удалось подняться еще на одну ступеньку той лестницы, которая приближала Эллочку к сияющему раю, где прогуливаются дочки миллиардеров, не годящиеся домашней хозяйке Щукиной даже в подметки: по рабкредиту была куплена собачья шкура, изображавшая выхухоль. Она была употреблена на отделку вечернего туалета. Мистер Щукин, давно лелеявший мечту о покупке новой чертежной доски, несколько приуныл. Платье, отороченное собакой, нанесло заносчивой Вандербильдихе первый меткий удар. Потом гордой американке были нанесены три удара подряд. Эллочка приобрела у домашнего скорняка Фимочки Собак шиншилловый палантин (русский заяц, умерщвленный в Тульской губернии), завела себе голубиную шляпу из аргентинского фетра и перешила новый пиджак мужа в модный дамский жилет..» - и т.д. - - описали притчеобразно, т.е. наилучшим и наипонятнейшим манером, характернейшую – и прежде невиданную в человечестве – особенность современного Эллочке стиля ар-деко. ![]() Впервые в истории искусств высокие и низкие произведения стали различаться не уровнем проникновения в стиль, но прежде всего (если не единственно-исключительно) матерьялом. Если до сих пор – будь то в Средневековье или в так наз. Ренессансы, барокки и классицизмы – качественные (стилистически качественные) произведения вполне могли быть создаваемы в материалах и технологиях как роскошных, так и обычных, и даже в cовсем недорогих и простецких – то теперь роскошный дорогостоящий материал стал самой значимой чертой, выделяющей, мм, шедевр из ряда ширпотреба. Если до сих пор степень владения стилем, т.е. формой и её выразительными возможностями, была важнейшим критерием качества произведения – то теперь требования в этой области сделались столь низкими, что оказались достижимы чуть ли не для каждого, так что упомянутый критерий сам собою стушевался в тень, и осталось только качество материала. Эллочка соперничает с Вандербильдихой как раз на рубеже двух эпох и двух менталитетов. Эллочка копирует модный стиль, и это для нея вполне достижимо, ведь покрой и технологии упростились и обайстрючились до предела. Но нам смешно на ту Эллочку! потому что одно и то же по покрою и пропорциям мешковатое платьице из прямых полотнищ теперь считается совсем разным платьицем в зависимости от того, сшито ли оно из советского ситчика или из парижского пике, и оторочено ли собакой или выхухолью с шиншилЯми. ![]() Эллочка мыслит ещё в старой парадигме – «я скопирую тот стиль, который в ходу в высших социальных слоях, и чрез то достигну главного». Бедная Эллочка, она опоздала родиться. Тремястами годов ранее, да даже и сотнею, да даже и полувеком ранее она бы действительно чрез то достигла главного. Хотя что это я? Тремястами годов ранее, да даже и сотнею, да даже и полувеком ранее намерения Эллочки допрыгнуть до Вандербильдихи так и остались бы в сослагательном наклонении, потому что тогда, в отличие от нынче, следование высокому стилю было доступно не всем и не каждому. И ценилось так же дорого, как недоступные Эллочке ныне (при полной доступности стиля, ага) шиншилЯ и выхухоли. |
|