![]() |
О проекте | | Редакция | | Контакты | | Авторам | | Правила | | RSS | |
ТОТ САМЫЙ МЮНХГАУЗЕН
Иероним фон Мюнхгаузен приехал в Россию, когда ему исполнилось двадцать четыре года, добровольно вызвавшись служить пажом у принца Антона Ульриха Брауншвейгского. Служба сия уже тогда считалась в Германии небезопасной: мало того, что немцев пугала огромная и дикая в их представлении страна, так принц еще принимал участие в войне с турками, и двух его пажей убили в бою. Однако эти невеселые перспективы не смутили молодого барона; человек явно незаурядный, он в равной степени отличался и на балах, и в походе против турок. А в 1739 году, когда его принц женился на племяннице российской императрицы Анны Иоановны, попросился на военную службу. Его отпустили, хотя и с неохотой. Он был назначен корнетом в Брауншвейгский кирасирский полк, расквартированный в Риге. Его почти не коснулся дворцовый переворот, устроенный Елизаветой – стремительное продвижение по службе больше не светило, но и в опалу барон не попал. В 1744 году поручик фон Мюнхгаузен командовал почетным караулом, который встречал будущую императрицу Екатерину Вторую. В том году он и сам женился по любви на дочери рижского судьи Якобине фон Дуттен; а в 1750, получив чин ротмистра, уехал в Германию оформлять наследство, да так и остался навсегда в своем родовом поместье Боденвердер. Сперва он только рассказывал свои невероятные истории приятелям – охотникам, соседским помещикам, но в 1781 году в журнале «Путеводитель для веселых людей» было напечатано 16 рассказов автора «г-на М-х-з-на». Четыре года спустя в Англии издали книгу Рудольфа Эриха Распэ «Рассказ барона Мюнхгаузена о его удивительных путешествиях и походах в России», и она включала уже 64 истории. Книга пользовалась оглушительной популярностью, и выдержала множество переизданий, в каждом из которых соответственно росло и число фантастических приключений барона. В седьмом издании их было уже две сотни. Одновременно с Распэ, вдохновившись его первой книгой, стал писать о своем необычайном соотечественнике Готфрид Август Бюргер – «отец» немецкой литературной баллады. Его опус назывался по-немецки просто и коротко: «Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и веселые приключения барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей»; он увидел свет в 1786 году. При жизни отставного ротмистра книги о веселом врале и отважном авантюристе бароне Мюнгхаузене выходили еще в России и Америке. Вымышленный барон стремительно набирал силу – он становился все реальнее и убедительнее, чем немолодой ганноверский помещик, и вскоре того перестали отличать от его литературного двойника. Никто уже не вспоминал о том, что истории предназначались веселым, читай – умным, людям; барону не простили той легкости, живости и изящества, с которой он говорил о самых серьезных вещах; ему не простили безмятежного отношения к жизни. Это Зазеркалье оказалось жестоким по отношению к Гиронимусу Минихаузену: его, живого и чувствующего человека, в одночасье наградили титулом «короля лжецов», нисколько не спрашивая, что сам он думает по этому поводу. Как гоголевский Нос, так и баронское Имя самостоятельно выбилось «в люди» и победительно зашагало по свету, поглотив своего создателя. Однако, вполне вероятно, другой Создатель имел в виду что-то свое, отправляя на планету Земля Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена. Он внезапно решил переиграть эту историю – и подарил безудержному фантазеру великолепное послесмертие. Человеку доступно все, до чего он в состоянии дотянуться мыслью. Мысль неостановима, единственное, что необходимо для того, чтобы совершить невозможное – посметь это помыслить. Смелости же хватает далеко не всем. «Достаточно ли эта идея безумна, чтобы быть правильной?», - спрашивал Нильс Бор. Чтобы создать нечто новое, человек должен прежде всего раздвинуть рамки своих представлений о мире за прежние пределы: представить то, чего еще нет; описать то, чего еще никто не видел; и единственным инструментом ему может служить здесь фантазия, ничем не ограниченное воображение. Случайно или сознательно, но совокупными усилиями многочисленные авторы «Мюнхгаузена» создали существо совершенно уникальное – способное бескорыстно нафантазировать все, что угодно: путешествие на Луну и полет на пушечном ядре; победоносную борьбу силы воли с силой тяготения и полное неприятие летального исхода (подумаешь, оторвало у коня заднюю половину – а он стоит, напиться не может). Такое существо уже не было человеком – вруном, лгуном, сочинителем, пускай и незаурядным: масштаб невероятного задал иную парадигму. Отныне и присно, и во веки веков совершенно неважно, летал ли барон Мюнхгаузен на Луну. Важно, что он не сомневался, что это вполне возможно для обычного человека – и другие, вдохновившись этой верой, полетели за ним. Мюнхгаузена невозможно оценивать с позиций «правда – не правда». Правда ли – картины и книги, музыка и поэтическое вдохновение? Правда ли – Сикстинская мадонна и вид города Толедо, и золотые матиссовские рыбки в кособокой банке, или это все-таки что-то другое? Выше, чем правда? |
|