![]() |
О проекте | | Редакция | | Контакты | | Авторам | | Правила | | RSS | |
"Опасная идея Дарвина. Эволюция и смысл жизни" Дэниел Деннет
![]() Окончательное "Зачем?" Как плоская истертая монета, На трех китах покоилась планета. И жгли ученых умников в кострах, Тех, кто твердил. что дело не в китах. С одной стороны, в современном мире нет необходимости убеждать кого бы то ни было в верности постулатов дарвиновой Эволюционной теории, большинством живущих она принята априорно. С другой, в понимании многих неглупых образованных людей она сводится к «человек произошел от обезьяны» и «выживает наиболее приспособленный». А поскольку одному виду двуногих прямоходящих без перьев это удалось, стало быть он и есть венец творенья, дальше об этом можно не думать. Философ, профессор университета Тафта и видный популяризатор науки Дэниел Деннет уверен в обратном, он считает, что теория Дарвина не только не утратила актуальности в качестве предмета обсуждения, но ее постулаты можно распространить на неисчислимое множество сфер современной жизни: от смежных биологии и генетики до казалось бы невероятно далеких - инженерного дела, теории коммуникаций, меметики, когнитивизма, дизайна, программирования. «Опасная идея Дарвина. Эволюция и смысл жизни» Darwin’s Dangerous Idea: Evolution and the Meanings of Life опубликована Деннетом больше четверти века назад, в 1996, но не утратила актуальности на сегодняшний день, и это несмотря на революционные изменения сферы коммуникаций, появление и развитие социальных сетей, самого понятия которых не существовало в пору, когда книга писалась. Долгожительство имманентное свойство философии, и философов, добавлю. Интересно, как с точки зрения Эволюционной теории объясняется то, что подавляющее большинство философов живет долго (ну, за исключением тех, кому подносят чашу с цикутой). Но Сократ исключителен, с какой точки ни взгляни, а Деннет, в нынешние свои восемьдесят, бодр и преподает. Наверняка есть какие-то социобиологические механизмы, обусловливающие соединение активной мозговой деятельности с более трезвым и глубоким взглядом на вещи и разумным отношением к физическому телу как главному рабочему инструменту — совокупности факторов, которые способствуют куда более долгому и плодотворному пребыванию в активной фазе, чем в среднем по популяции. Однако к книге. С прискорбием констатирую, что я не лучший из возможных читателей, способных полной мерой усвоить понятийные блоки, предлагаемые автором. По большей части это чтение было скучным, порой чрезмерно подробным, как в случае с невероятной длины пассажем о программистах А и Б, которых Деннет с упорством, достойным лучшего применения, сажает в ящики, заставляет зажигать лампочки: красную, зеленую и лимонно-желтую, потом отправляет в тех же ящиках на Марс и во всякие другие интересные места, заставляя подозревать в несчастных свойства шредингерова кота. Я отдаю себе отчет, что в большинстве случаев,когда книга становилась мне невыносимо скучна, проблему надо было искать в себе, не сумевшей последовать за всеми извивами авторской мысли и на каком-то из витков соскользнувшей со спирали взаимодействия. Возможно имело смысл вернуться и начать чтение смутного для понимания фрагмента с точки, когда интерес был утрачен. Но я не студентка и не аспирантка Деннета, он не мой научный руководитель и от умения войти с ним в резонанс, оказаться и остаться на одной волне не зависит мое карьерное и/или финансовое благополучие. Я читатель — элитный потребитель в пелевинской классификации, и в этой ипостаси вправе желать, чтобы информация, которую он стремится до меня донести, была упакована в соответствующую максимальному пониманию форму. В противном случае, любимая автором лимонно-желтая лампочка не вспыхнет а результатом потраченных времени и сил станет неудачная коммуникация, что равнозначно отсутствию коммуникации как таковой. Чтение процесс с двумя участниками, и если понимания не случилось, определенная доля вины лежит на обоих. Не отрицая своей, вынуждена признать, что Дэниел Деннет не лучший популяризатор из возможных. Что понравилось и запомнилось из "Опасной идеи Дарвина": Я не чужда веры и воинствующий атеизм Деннета расцениваю, хотя менее разрушительным, чем религиозный фанатизм, но не менее деструктивным. Моя вера в Бога не препятствует уважению и признанию дарвинизма, и не понимаю, почему одно непременно должно отрицать другое. Интересная, но не бесспорная книга. |
|