О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Хома Брут - клиент

 


#зимавместе #10фильмов  #психология

Помните первый настоящий советский фильм ужасов:
Тот, что "Вий" называется.
Намедни Дворник имел удовольствие пересмотреть его в сотый раз...
Выпущен был в прокат в 1967 году. Режиссеры К. Ершов и Г. Кропачев, в главных ролях Наталья Варлей и Леонид Куравлев.
И подумалось мне, а что ежели взять сей фильм, да переложить его с точки зрения консультации психологической.
Устроить Хоме Бруту сессию у психолога.
Интересный расклад может получиться. Наглядное пособие по тому, как не брать эмоции под контроль и что с того может случиться.
Начнём, пожалуй!

Представим, что Хома – это условный клиент психолога. А Паночка – эмоции. Паночка представлена во многих образах от невинной девушки, убитой неизвестным до бабки-ведьмы.
Также колоритен и обширен список эмоций, переживаемых Фомой – клиентом.

Там и страх – увидеть то, что ему обещает Пан, отец паночки и козаки.
Там и вина – ведь косвенно в смерти Паночки виноват Хома.

И стыд – возил ведьму по небу, потом сумел правда освободиться, но... стал причиной летального исхода. оставил Паночку в беспомощном состоянии.
Страх за себя, как за мужчину! А ну как приставания ведьмы повлияют.
Плюс беспробудное пьянство, ложь и всё остальное.

И вот с этим прекрасным набором эмоций Хома- клиент и встречается!

Хома читает молитвы по ночам.
Чаще всего ночью или поздним вечером человек, наконец, остается сам с собой, предоставлен самому себе. И бессознательное прорывается в виде сновидений, смутных ощущений на уровне физического тела (боли).

Хома вынужден нести службу три ночи подряд.
Хома-клиент рано или поздно также вынужден встретиться со своими эмоциями. Невозможно их бесконечно  обесценивать, убегать от них, делать вид что их нет.

Контроль там тоже есть, но не контроль эмоций, а контроль того, чтобы эти эмоции ни коим образом не выбрались наружу, не дали о себе знать, не царапали острыми иголочками. Но рано или поздно эмоции находят лазейку через других людей, другие ситуации.
И чем дольше человек бежит от собственных эмоций, истинного себя, тем неожиданней будет встреча.

Что делает Хома? Он чертит круг вокруг себя, тем самым оставляя себе совсем мало пространства для самого себя. Зато Паночка (эмоции) получает доступ к огромному пространству внутренней вселенной Хомы – клиента, к самому Хоме. Гуляй – не хочу. И эмоции правят бал.

Паночка пугает Хому. И это уже не просто страх – это паника до седых волос.

Паночка свободно перемещается в пространстве.
В психологическом пространстве Хомы – клиента эмоция занимает все свободные уголки, он полностью захвачен ей, подчинен ей. Его взгляд сфокусирован только на ней. Этакое туннельное мышление. Все, он в ловушке, выбраться из которой невозможно, потому что не он сейчас хозяин своих эмоций. Не Фома испытывает эмоции, а эмоции управляют Хомой.

Круг, который должен был спасти Хому – клиента – его же и погубил.

А теперь представим, что наш Хома точно также встречается с Паночкой – эмоциями, но чертит круг не вокруг себя, а вокруг Паночки.

И тогда уже Хома-клиент берет свои эмоции под контроль.
Теперь не они правят им, а он может наблюдать за ними с разных сторон, не подавляя их, не убегая от них, а позволяя им проявляться в своем собственном пространстве, но под контролем самого Фомы – клиента.

Сколько сразу свободного личного пространства освобождается у Хомы – клиента. Он может передвигаться по всему внутреннему периметру, заглядывать в каждый уголок, изучать саму эмоцию с разных сторон, исследовать ее.

Финал фильма известен – Хома погиб.

Но в терапии происходит именно эта трансформация – переориентация фокуса внимания,  исследование эмоции, продуктивное взаимодействие с ней и, по итогу, контроль над ней.

За сим, позвольте откланяться и вновь приступить к размышлизмам. Результатами обязательно поделюсь.

 
Сегодня в СМИ