О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Доминатрикс в европейском классическом искусстве: кто убивал, кто порол, а кто верхом ездил

 


Множество старых мастеров создавали произведения на тему, которая современному человеку, с его врожденной стыдливостью в области культурки, кажется весьма неподобающей, когда попадается в стенах музеях. Тем интересней взглянуть на нее повнимательнее.

Речь идет о произведениях, в которых героини-женщины делают мужчинам больно, смертельно или просто каким-то образом унижают их. Эти сюжеты часто встречались в искусстве Северного Возрождения, в особенности Германии и Нидерландах, и даже существует специальный обобщающий термин -- "Weibermacht" (букв. "Женская сила, бабское могущество").

Aristoteles und Phyllis, Staats- und Stadtbibliothek Augsburg 4° Cod. H. 27, Bl. 159v



1) Свой список я начну с произведений искусства все-таки без тяжких телесных.

Весьма популярным сюжетом была история про философа Аристотеля, которого в насмешку над его гордыней оседлала куртизанка Филлида (или Кампаспа). Это была средневековая легенда с использованием реальных исторических личностей античности. Подробно я об этой истории рассказывала тут.

Гравюра Ханса Бальдунга, 1515


Так же странно слеплен сюжет про великого римского писателя Вергилия, который в средневековых легендах почему-то стал великим магом (потому что в Ад спустился вперед Данте, увлекшись работой над "Энеидой" и возвратился оттуда?). Эта история о том, как он влюбился в женщину, договорился о свидании, она пообещала поднять его к себе на балкон в корзине, но заблокировала подъем на полпути и выставила на посмешище перед всеми.

Буонкосильо. Вергилий в корзине. Ок. 1500-1510


Историей про жесткую манипуляцию беззащитным царем Давидом со стороны красавицы считался сюжет про купание Вирсавии нагишом. Царь подсмотрел, влюбился, потом женился. (Подробно у меня тут).

Жан-Леон Жером. Вирсавия. 1890-е


В этот список также включают историю про его сына царя Соломона, которому гарем устроил такую сладкую жизнь, что царь скатился с пути истинного (почитания Яхве) и стал кадить языческим богам своих жёнушек. Подло, в общем, охмурили пожилого человека сексом. Но Бог простил.

Джованни Венанци. Идолопоклонство Соломона. 1668


Сюда же, в список коварных манипуляторш, причисляют дочерей Лота, которым очень хотелось зачать от него детей, и поэтому они своего отца опоили и фактически изнасиловали. (У меня есть свое мнение по этому поводу). Картины с изображением пьяного мужчины и надвигающейся, видимо, групповушки с девушками вдвое младше изображали в дичайших количествах, прямо стыдно смотреть.

Герард Терборх. Лот с дочерьми. 17 век


Еще в иконографический список включена библейская Аэндорская волшебница, у которой царь Самуил отступил от Бога, чтобы узнать будущее (почему она виновата? он сам пришел на прием же, не бегала она за ним). Обычно ее изображают старенькой, что понижает градус доминирования, но впрочем, иногда умудряются впихнуть сексапил в антураж.

Jacob Cornelisz van Oostsanen. Саул и Аэндорская волшебница. 1526




Но первая вредительница и манипуляторша в истории -- это конечно Ева, накормившая мужа вредным яблоком. ("А ну, жри печенье! (с) попугай Яго из "Алладина").

Маттиас Сторм. Грехопадение. 17 век


2) Еще мужчину можно лишить чего-нибудь полезного, важного для его личности, предмета имиджа.

Так поступила библейская Далила с Самсоном, вражеская разведчица, влюбившая силача в себя и с целью спасения родины после секса выведавшая, что сила его в волосах. И остригшая их, после чего героя взяли как тепленького. (Писала подробней тут).

Рубенс. Самсон и Далила. 1609-10


А жена Потифара пыталась заняться с Иосифом сексом, он коварно сбежал прямо с ложа, но она успела ухватить его одежду (ценную, наверняка). И потом обвинила его в попытке изнасилования, предъявив плащ как улику.

by Joseph Kuhn-Régnier, 1910


Омфала не только отобрала у Геракла его одежду и оружие, но и одела его в свою, женскую одежду, и заставила делать женскую работу -- прясть. Сама она переоделась в его, хотя обычно ее пишут голой (почему -- дело понятное).

Рубенс. Геракл и Омфала. 1602


3) А теперь список женщин, которые решали проблему взаимодействия с мужчинами кардинально.

Во-первых, это библейская Юдифь, обезглавливающая вражеского полководца Олоферна. (Мой подробный рассказ).
Сюжет пользовался колоссальной популярностью вплоть до начала 20 века, и фигура Юдифи порой крайне эротизировалась. Подразумевалось, что Олоферн был слаб и сонен после секса с ней (в Библии такого нет). Отрубленная мужская голова также служила сублимации, например, мужчина-художник мог придать ей свои автопортретные черты.

Ян ван Хемессен. Юдифь с головой Олоферна. Ок. 1540


Визуально историю с Юдифью очень напоминает история с новозаветной царевной Саломеей и отрубленной головой Иоанна Крестителя. Однако царевна не стала пачкать руки, тут алгоритм сложней: эротическим танцем она зажгла ретивое у своего отца Ирода и тот приказал ей загадать желание. Вместо цветочка аленького Саломея попросила казнить политзаключенного Иоанна (он обидел ее мать Иродиаду своими обличениями). На первый план тут выходит пляска, желательно, конечно, нагишом, потому что картины должны продаваться. Само убийство почти не рисуют.

Франц фон Штук. Саломея. 1906


Вообще на отрубленных мужских головах у них была явно какая-то фиксация. Вот еще один сюжет: исторический персонаж, царица массагетов Томирис, которая в битве разбила знаменитого царя Кира. Ему отрубили голову, принесли ей, и она этим зрелищем активно наслаждается. Возможно, кастрацию писать очень хотелось, но по цензурным соображениям столь подробно было нельзя, и поэтому переключились на верхнюю голову? Интересует мнение психолога, отзовитесь.

Рубенс. Царица Томирис и голова Кира. 1620-е


Другая библейская женщина-убийца -- Иаиль, которая убила вражеского полководца Сисару, предварительно опоив его чем-то. Вогнала гвоздь в голову (подробно я писала тут). Разумеется, пошляки живописцы не могли пройти мимо сцены с опоением и порой предполагали, что перед этим женщина его как следует коварно приласкала.

Джан Баттиста Креспи. Иаиль и Сисара. 16 век


Таков полный набор сюжетов Weibermacht.
Очень любил черпать из него Кранах, а самым известным циклом являются две серии гравюр Лукаса ван Лейдена, "Большая" и "Малая".

Давайте я под конец поставлю что-то подобрее все-таки, на закуску.
Еще один Аристотель.




 
Сегодня в СМИ