О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Умерла Инна Чурикова...

 


Уходит эпоха. С каждым годом их - великих актёров из советского времени становится всё меньше...

Давайте отдадим дань памяти удивительной Инне Михайловне и вспомним фильмы с её участием - те, что когда-то запали в душу и сердце, да так и остались там навсегда.

Конечно, невозможно перечислить все её роли, поэтому я выбрал те, которые самые-самые для меня. А вы, дорогие читатели, добавьте в комментариях.

"Морозко" (1964), режиссёр Александр Роу


Марфушенька-душенька (Инна Чурикова), кадр из фильма "Морозко" (1964)

Как невозможно представить коллекцию советских киносказок без "Морозко", так невозможно представить "Морозко" без Инны Чуриковой в роли Марфушки.

Выдающийся комедий дар актрисы не только не забыт в наше время, но остался и с теми, кто родился много-много лет спустя. Возможно, среди тех молодых, кто улыбается, глядя на гифы и мемы с Марфушенькой, есть и такие, кто самого фильма не видел, но сам образ известен, наверное, всем.

Говорят, что, когда Чурикова пришла на озвучание, то расплакалась, увидев себя на экране: "Эта уродина - я?"

Ах, если бы юная актриса знала тогда, что главное - не гламурная внешняя красота, не светский лоск, а тот непередаваемый внутренний огонь, который заставляет зрителей вновь и вновь пересматривать фильмы с участием внешне не идеальной, но такой завораживающей актрисы!

...Так что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?


Мне всегда казалось, что Николай Заболоцкий написал эти строки именно про Чурикову...

"Начало" (1970), режиссёр Глеб Панфилов



История Паши Строгановой тронула меня еще совсем в детстве. Я хорошо помню, как переживал за девушку, как в буквальном смысле подпрыгивал, сидя в кресле, в том эпизоде, где у Паши-Жанны не получалось произнести монолог, и она нервничала, напрягаю всю съемочную группу.

Еще мне было очень жалко героиню, когда она после съемок осталась одна, невостребованной и никому не нужной. Да, я очень надеялся, что режиссёр вернётся за ней, что будут у Паши новые роли, но как же горько она ощущала себя в моменте!

И как же Инна Чурикова сумела передать эту горечь и это невообразимое одиночество героини в том мире, который когда-то был её миром, но стал чужим. И она в нём стала чужой...

Конечно, взрослым я открыл в "Начале" много других нюансов, но те первые впечатления не забудутся никогда. Тем более, что "Начало" стало и для меня началом - началом знакомства с актрисой, за творчеством которой далее я уже следил пристально, радуясь каждому её появлению на экране.

"Тот самый Мюнхгаузен" (1979), режиссёр Марк Захаров


Якобина фон Мюнхгаузен (Инна Чурикова), кадр из фильма "Тот самый Мюнхаузен" (1979)

Практически все актёры, занятые в фильме, на тот момент были любимыми и популярными, но секрет успеха не только в том, чтобы снять отличных актёров в захватывающей истории, но и в том, чтобы каждый актёр оказался на своём месте, да так, что никого другого в этой роли представить было невозможно.

У Марка Захарова это получилось. В том числе, с ролью Якобины фон Мюнхгаузен - дамы противоречивой, капризной, жадной, неприятной, но, вместе с тем, вызывающей жалость и симпатию.

"Военно-полевой роман", режиссёр Пётр Тодоровский (1983)



Вера Нетужилина, жена главного героя, появляется лишь в эпизодах, но как же фантастически она сыграна! И я тут лучше процитирую Евгения Леонова. Он говорил это про театральные работы, но в отношении Чуриковой это верно всегда, и особенно - когда она играла маленькие роли.

Вся она на сцене обнаженное сердце, пульсация, которая меня иногда пугает. И эта ее чрезмерная сердечность, ее особый, ни с кем не совпадающий сердечный ритм приковывают внимание, я думаю, гипнотизируют зрителя. Рядом с ней никакой иной человеческой правде места нет, все оценивается в связи с ней. (Евгений Леонов)

Ширли-мырли (1995), режиссёр Владимир Меньшов



Чуриковой подвластно всё - она не заложница амплуа, она с одинаковым великолепием играла и драматические, и комедийные роли, умея при этом и стать клоунессой, что, на мой взгляд, едва ли не самое сложное.

Потому что клоунессы, за редким исключением, какие-то жалконькие, и нужно, чтобы актриса имела особый дар создать эксцентрический смешной образ, но не быть при этом смешной и заискивающей.

У Инны Михайловны такой дар был - и мы это помним еще по Марфушеньке-душеньке, а потому и Прасковья Кроликова покорила сердца, несмотря ни на что.

"Идиот" (2003), режиссёр Владимир Бортко


Генеральша Епанчина (Инна Чурикова), кадр из телесериала "Идиот" (2003)

Одна из сильнейших ролей Чуриковой - сложная, многогранная, особенная. Генеральша Епанчина - центр романа Достоевского, стержень, на котором держится вся история, и в картине Бортко это отражено лучше, чем в какой-то другой интерпретации романа.

Но, конечно, без Инны Михайловны создать такой центр было бы невозможно - её Епанчина одновременно монументальна и ранима, она правит своим миром и своим окружением, но при этом душой она родственна Мышкину.

Я не представляю - как вообще возможно сыграть эту двойственность так, что она понятна и без дополнительных пояснений?! Это великий дар...

***

Пусть земля Вам будет пухом, Инна Михайловна! Спасибо, что Вы с нами были - и останетесь! Мы Вас будем помнить всегда...

#10фильмов #зимавместе
 
Сегодня в СМИ