О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Особенности национальной археологии. «Купе №6»: за и против главного финского фильма последних лет

 


В великой финской кинематографии пополнение: фильм Юхо Куосманена «Купе номер 6», получивший Гран-при в Каннах и номинированный от Финляндии на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Водка-тур из Москвы в Мурманск
Водка-тур из Москвы в Мурманск

В главных ролях — изрядно помятые Сейди Хаарла и Юра «наше все» Борисов. В кадре — глубинная Россия 90-х (вероятно, конца 90-х, если те петроглифы были открыты в 1997, а «Владимирский централ» был записан в 1998, хотя вряд ли это здесь важно) с грязными дорогами, немытыми туалетами и вечно пьяным народом. Жанр фильма — роуд-муви. Самое красивое в фильме — это титры; квартира Хомерики тоже ничего, но перед съемками могли хотя бы убраться; а вот долгожданные петроглифы нам так и не показали.

Ах, эта женская любовь...

Петроглифы — ключевое слово в этой истории. Главная героиня-финка изучает археологию и мечтает увидеть канозерские петроглифы зимой. Ее возлюбленная филологическая дама остается в Москве — ехать приходится в одиночестве. Но не тут-то было!

Юра, он же Лёха - "типичный" попутчик (видно, только такие финским гостям столицы и сценаристке Мульменко попадались в жизни)
Юра, он же Лёха - "типичный" попутчик (видно, только такие финским гостям столицы и сценаристке Мульменко попадались в жизни)

Соседом по купе в тот же Мурманск едет Юра Борисов — типичный жлоб, который пьет, ко всем пристает, матерится и вообще ведет себя как последняя свинья. (Свинья, конечно, наша — что тут поделаешь, таков уж «русский характер», вам это любой макаревич подтвердит.)

Мораль сего действа, видимо, такова: русский мужик, даже пьяница, безработный и потерянный, случайный попутчик в поезде дальнего следования, оказывается лучше и надежнее богемной филологической девы. Иначе станет ли наш Минкульт, самый толерантный Минкульт в мире, на полном серьезе спонсировать фильм про лесбиянок?

Назад за клюквой в 90-е

Фильм снят по книге финской писательницы Росы Ликсом, которая еще в советское время училась в Москве. Может быть, она застала знаменитые финские водка-туры в Советский Союз. Забавно, Роса Ликсом — почти ровесница режиссера Аки Каурисмяки, известного своим теплым юмором и симпатичными простоватыми героями-неудачниками. Но мажорная финка из «Купе номер 6» словно с другой планеты, да и мир за окном поезда не внушает ничего, кроме бесконечной депрессии. «Владимирский централ» и водка с коньяком «чисто взбодриться» — совсем не удивительно, почему в финале она ест снег.

А пока до снега еще полфильма, Юра Борисов грызет семечки, запивая алкоголем
А пока до снега еще полфильма, Юра Борисов грызет семечки, запивая алкоголем

90% экранного времени зритель наблюдает за немытыми взъерошенными волосами героини, и это неплохо, потому что когда ее показывают анфас или в профиль, возникает настойчивое желание отвести ее в ближайший супермаркет, купить тканевую маску за 50 рублей и устроить 20-минутный сеанс магии по превращению ходячего свитера с катышками в заграничную студентку-мажора, которой действительно хватает денег и на съем жилья в Москве вместо общежития, и на билет в купе вместо плацкарта, и на недешёвую видеокамеру.

Подожди, а в фильме вообще есть что-то хорошее?

Конечно! Весь фильм — одно сплошное «хорошее». А что плохого-то? История любви, он и она встретились, и петроглифы увидели, и литры водки выпили, и снегу поели, и столько встреч, приключений, событий было на их долгом пути. Разве это плохо? Нет, конечно, это очень хорошо! Правда, и развесистая клюква тоже была, и не раз — вспомнить хотя бы Майкла Кейна в Петербурге лихих 90-х, — только там повеселее, а уж сколько событий разных — не перечесть!

Простые человеческие истории — с путешествиями или без, душевные и не очень — снимали в те годы, только никто им не вручал гран-при в Каннах и не номинировал на «Оскар». Как же так, не оставили покойному Рогожкину, режиссеру «Особенностей национальной охоты / рыбалки», ни малейшей надежды на мировое признание!

Таксофон на Московском вокзале в 90-е. Создатели фильма явно ностальгируют по грязно-серому мылу
Таксофон на Московском вокзале в 90-е. Создатели фильма явно ностальгируют по грязно-серому мылу

Даже любопытно, чем же «Купе номер 6» так покорил человечество в 2021 году? Какие будут варианты?

 
Сегодня в СМИ