О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Как мы встретили Питера Богдановича

 




Вчера умер Питер Богданович, режиссёр одного великого и двух офигительных фильмов, которые язык не поворачивается назвать «великими» по причине отсутствия в них патетики.



Его великий фильм, разумеется, «Последний киносеанс» 1971 года (The Last Picture Show), становящий всё более великим с каждым годом, потому что жизнь и постоянно меняющийся культурный контекст непрерывно усложняют восприятие этого прекрасного фильма. The Last Picture Show, снятый в начале семидесятых в идеально воспроизведённой манере пятидесятых годов, не устаревает ни единым кадром, ни единой нотой, ни единым поворотом сюжета. Безупречный фильм, абсолютный шедевр.



Два других фильма более нервные, но, пожалуй, более обаятельные. Во-первых, это дебютная лента «Мишени», на которой Богдановичу помогал не указанный в титрах Сэм Фуллер, во-вторых, это, конечно же, «Бумажная луна».

«Мишени» 1968 года с прекрасным утомлённым Борисом Карлоффом в главной роли (актёр к этому времени уже дышал одним лёгким, так что играл буквально на последнем дыхании) посвящён теме немотивированного насилия и растворения границы между реальностью и художественной иллюзией.



А «Бумажная луна» это странный фильм о немыслимой (полностью а-сексуальной) любви девятилетней девочки и взрослого мужчины. Чтобы из этой истории не получилось нечто патологическое, типа «Лолиты» или «Бэби Долл», на роль мужчины и девочки Богданович пригласил отца и дочь – Райана О´Нил и Татум О´Нил. Результат оказался невероятно прекрасным, до невозможности хорошим, чистая любовь без признаков эротики – только эмоциональное тяготение – и офигевшие от такого трюка киноакадемики наградили Татум О´Нил «Оскаром».



Оба фильма выполнены с безупречной каллиграфией, но при этом очень забавны и занимательны, что полностью лишает их величия. Первый фильм – нестрашный триллер, второй – несмешная комедия, причём сами категории «нестрашно» и «несмешно» подвергаются скурпулёзному анализу.



В определённом смысле, Питеру Богдановичу наследуют братья Коэн. Они последовательно и уважительно развивают его идеи и... ну вы поняли, нефига тут долго рассуждать.

А так... Питер Богданович много снимал и много снимался. Много судился и часто сам становился персонажем книг и фильмов. Занимался сексом с очень красивыми романтичными женщинами. Перемонтировал советские НФ-фильмы. Приятельствовал с Роджером Корманом и Орсоном Уэллсом и даже снялся у Уэллса в «Другой стороне ветра»... Даже, по-моему, в «Ф как фальшивка» я видел его физиономию, хоть он в титрах не указан... Я благодарен ему, что он был и сделал этот мир немного лучше.
 
Сегодня в СМИ