О проекте | Редакция | Контакты | Авторам | Правила | RSS |  

 

 

 

Все-таки про Алису Теплякову

 


Ну, не совсем про Алису, ибо в том хайпе, который сегодня творится вокруг этого имени, есть три разных сюжета: про саму Алису, про ее папу и про образовательные учреждения, с которыми они взаимодействуют. Я постараюсь высказаться только по третьему сюжету: по первым двум и информации недостаточно, да и этика все еще существует (хотя порой в этом сомневаешься). По третьему вопросу имею что сказать, т.к. являюсь выпускницей факультета психологии МГУ и имею многолетний опыт преподавания курсов, аналогичных тому, что сдавала Алиса (не в МГУ, "Введение в профессию"). Кроме того, по иронии судьбы, моя дочь училась в той самой школе, где получила аттестат Алиса, правда это было давно, и моя информация о школе, от которой остались хорошие воспоминания, очевидно устарела.
Собственно, я рассмотрю три вопроса. 1.Насколько адекватен выданный Алисе аттестат о среднем образовании. 2.По поводу видеозаписи ответа Алисы на экзамене. 3.Моя оценка действий администрации и преподавателей факультета психологии МГУ. Инсайдерской информации у меня нет, все, что напишу, основано на материалах СМИ.

1.Про школу. Нам известно, что в 7 лет Алиса сдала одновременно ЕГЭ и ОГЭ. 4 предмета по ЕГЭ, 6 - по ОГЭ. Остальные предметы - "в формате итоговых диагностик". Также известно, что в 5 лет и 4 месяца она сдала экзамены за второй класс, то есть, программу девяти классов она прошла менее, чем за 2 года. Все это время она занималась с папой, который на обучение нескольких разновозрастных детей (допустим, четверых, остальные еще слишком маленькие) тратил пять часов в день.
Замечу попутно, что ЕГЭ и ОГЭ девочка сдавала в период пандемии ковида, и делала она это очно или онлайн, а если очно, то присутствовал ли при этом папа, информации я не нашла (суда по скандалу, поднятому в МГУ, скорее всего, присутствовал). Соответственно, действительно ли экзамены проверяли ее знания, а не умение пользоваться папиными подсказками, не вполне понятно (возможно, где-то эта информация была, но мне не попалась). Мне кажется, что о полноценном освоении школьной программы, несмотря на "итоговые диагностики" речи идти не может. Ни разу не читала, чтобы папа осваивал с Алисой иностранные языки, о физкультуре, понятно, речи нет (семилетняя девочка не может сдать ее по нормам тех, кто на 10 лет ее старше), о том, что она не читала произведений, входящих в программу по литературе (и хорошо, что не читала!), папа, кажется, сам говорил. Да, понимаю, среднее образование у нас деградирует, иностранных языков не знает не только Алиса, но и обычные выпускники. Но все же адекватность полученного Алисой аттестата под большим вопросом.

2.Я смотрела видеозапись пересказа Алисой своих ответов на экзамене. Если запись честная (и даже если не вполне честная), то я бы оценила ответ Алисы на слабенькую тройку. Я не в МГУ преподавала, кроме того, курс "Введение в психологию" действительно сложный для первого семестра, так что слабыми ответами меня не удивишь. Мне показалось, что Алиса на очень примитивном уровне, но действительно усвоила ключевые понятия, которые у нее были в билете, то есть, она не выдает выученный наизусть текст, но понимает то, о чем говорит и может оперировать достаточно сложными абстрактными понятиями. Если что - курс "введение в психологию" все-таки больше про освоение абстрактных понятий, а не про жизненный опыт, по крайней мере, в варианте "надо сдать на тройку". Ответ на первый вопрос портит незнание фактуры (то, что как раз нужно выучить) - Алиса не смогла назвать ни фамилию основателя психологии, ни хотя бы примерно годы его работы (только век назвала), так что этот вопрос - между тройкой и двойкой. Второй - скорее между тройкой и четверкой: все в целом верно, но уж очень примитивно. Если есть желание поставить двойку за такой ответ, то это сделать можно.
Update. При повторном прослушивании удалось услышать, что дату Алиса назвала с точностью до десятилетия, только еле слышно. Что еще немного повышает качество ее ответа.

3.Факультет психологии обучает научной психологии. Поэтому профессора и доценты не обязаны быть хорошими практическими психологами. И все же у них в распоряжении было 4 месяца, чтобы разработать стратегию и тактику если не обучения Алисы, то хотя бы взаимодействия с ее папой. Получается, что на всем факультете не нашлось человека, способного решить этот кейс из сферы практической психологии (или он не был допущен до принятия решений). Факультет расписался в полной беспомощности в практической психологии. И это мне как выпускнице очень обидно. В итоге факультет психологии оказался в эпицентре хайпа и скандала, которого, думаю, можно было бы избежать. Не спрашивайте как - не знаю, это не моя головная боль, но думаю, можно было не доводить до ситуации, когда ребенка допрашивают семь человек, а разъяренный папа сидит в предбаннике.

 
Сегодня в СМИ